Сейчас все политические обозреватели Японии находятся в напряженном ожидании, поскольку Либерально-демократическая партия готовится представить на обсуждение парламента два законопроекта, определяющих процедуру пересмотра конституции. Первый - о всеобщем референдуме, и второй - о пересмотре закона о парламенте.
Об этом решении Либерально-демократической партии официально заявил Хидэнао Накагава, председатель комитета депутатов парламента от ЛДП. Решение представить в парламент эти законопроекты принималось руководством партии достаточно долго, поскольку генеральный секретарь ЛДП Синдзо Абэ считал принятие закона о всеобщем референдуме преждевременным шагом. Теперь руководство ЛДП выработало единую позицию, и два важнейших законопроекта будут представлены на обсуждение во время очередной сессии парламента, которая начнет свою работу 19 января.
Законопроекты были разработаны еще в ноябре 2001 года межпартийной парламентской группой (в которую не вошли представители Коммунистической и Социал-демократической партий) и были представлены на рассмотрение экспертов. В состав межпартийной парламентской группы входят более половины депутатов парламента. Это означает, что законопроекты будут одобрены и приняты достаточно быстро - настолько, насколько этого пожелает руководство ЛДП.
96-я статья конституции предусматривает следующую процедуру принятия поправок.
"Процедура поправок к конституции должна начинаться с рассмотрения соответствующего законопроекта в парламенте и его принятия путем голосования. Поправка считается принятой, если за нее проголосовали две трети депутатов верхней и нижней палат. Затем законопроект должен быть вынесен на всенародное обсуждение и принят большинством избирателей. Принятие законопроекта осуществляется либо путем всенародного референдума, либо путем особого голосования, порядок которого должен определить парламент".
Для того, чтобы парламент приступил к рассмотрению поправок к конституции, и для последующего проведения референдума необходимо принять особые законы.
Но, несмотря на то что со времени принятия нынешней конституции прошло уже более 50 лет, законы, определяющие механизм принятия конституционных поправок, так и не были утверждены парламентом, что является серьезным упущением ныне действующей конституционной системы.
Два соответствующих законопроекта были подготовлены межпартийной парламентской группой с целью устранения этой недоработки.
В проекте пересмотра закона о парламенте говорится, что для рассмотрения вопроса о поправках к конституции на обсуждение парламента должен быть представлен законопроект, получивший поддержку 100 или более депутатов Палаты представителей (нижней палаты) и 50 или более депутатов Палаты советников (верхней палаты).
В проекте о всеобщем референдуме подчеркивается, что во время референдума право голоса получат и те избиратели, которые "временно лишены права голоса по причине незначительных нарушений, допущенных ими при голосовании во время выборов". Их голоса будут учитываться наравне с голосами законных избирателей.
Многие детали законопроектов еще нуждаются в дополнительной экспертизе. Например, проект о пересмотре закона о парламенте не дает четкого ответа на вопрос, будет ли кабинету министров предоставлено право начать процедуру внесения поправок в конституцию.
Впрочем, вопросы технического порядка со всеми деталями могут быть решены во время предстоящих парламентских дебатов. Главная проблема заключается в том, что многие из ведущих политиков еще до конца не убеждены в необходимости принятия этих законов.
Что касается правящего лагеря, то партия "Новая Комэйто" относится скептически к изменению конституции. Будучи давним противником внесения конституционных поправок, эта партия три года назад все же согласилась с тем, что к конституции могут быть добавлены новые статьи.
В целом "Новая Комэйто" допускает ограниченное принятие конституционных поправок, но настаивает на сохранении 9-й статьи, декларирующей отказ от войны. Эта партия согласна добавить новые статьи, касающиеся фундаментальных прав человека, таких, как право на здоровую окружающую среду и право на неразглашение конфиденциальной информации.
Однако добавление новых статей к конституции, так же, как и внесение поправок в прежние статьи, тоже требует принятия особых законов.
Но и в этом вопросе "Новая Комэйто" не намерена слишком торопиться. Как заявил один из лидеров партии, "порядок процедуры можно будет обсудить только после того, как будет рассмотрен вопрос о содержании поправок. Пока говорить об этом слишком рано".
Под давлением "Новой Комэйто" ЛДП до недавнего времени откладывала решение об изменении конституции, боясь раскола правящей коалиции. Некоторые члены ЛДП по-прежнему опасаются, что предложение о внесении поправок в конституцию не получит одобрение большинства избирателей.
Однако все более растет число членов ЛДП, призывающих к скорейшему рассмотрению законопроектов в парламенте, полагая, что задержка будет только усиливать сомнения "Новой Комэйто".
У оппозиции тоже нет единой точки зрения относительно изменения конституции.
Коммунистическая партия Японии (КПЯ) и Социал-демократическая партия (СДП) выразили свое традиционное несогласие по поводу каких-либо поправок к основному закону. Демократическая партия Японии (ДПЯ) занимает более конструктивную и взвешенную позицию.
В итоговом отчете Комитета по изучению вопроса об изменении конституции ДПЯ, опубликованном в июле 2002 года, ясно говорится о том, что партия примет участие в выработке процедуры проведения референдума.
Что касается поправок к конституции, президент ДПЯ Наото Кан в своей новогодней речи, произнесенной в минувший понедельник, заявил о намерении ДПЯ представить на рассмотрение парламента собственные поправки к конституции в 2006 году.
ЛДП планирует представить свои поправки к празднованию 50-й годовщины создания партии - осенью 2005 года.
Несмотря на то что поправки ЛДП и ДПЯ будут несколько отличаться по своему содержанию, обе партии выражают единое мнение о необходимости внесения в конституцию фундаментальных поправок. Соответственно, эти партии в равной степени не возражают против скорейшего принятия закона о всеобщем референдуме.
Как только начнут разгораться дебаты по отдельным поправкам, возникнет опасность, что депутаты завязнут в обсуждениях процедурных вопросов. Поэтому необходимо, чтобы политические партии и парламентарии спокойно обсудили процедурные вопросы и приняли соответствующее решение до начала дебатов о поправках.
Профессор Нанами Сионо, специалист по истории Италии, в свое время предложил членам Комиссии нижней палаты по изучению вопроса об изменении конституции сначала исправить 96-ю статью, что намного бы облегчило парламентариям внесение дальнейших изменений.
Изменение основного закона страны - наиболее фундаментальная форма реализации верховного права. Это обязывает политических деятелей подготовить к этому процессу надлежащим образом всю законодательную систему.