Нам нужно видеть действия, а не просто разговоры, чтобы поверить в больший либерализм нового российского президента
Это с нами уже было. В 2000 году западные лидеры и СМИ впадали в лирические настроения по поводу нового хозяина Кремля Владимира Путина. Теперь они по уши влюбились в его преемника. Мы слышали о кожаной куртке Дмитрия Медведева, его любви к творчеству Deep Purple и о его прошлом юриста, а не агента КГБ. Он из "нового поколения", сказали нам.
И слова нового хозяина Кремля тоже звучат многообещающе: объявление войны "правовому нигилизму" и коррупции, стремление к свободе СМИ и заявление, сделанное в прошлый четверг о том, что "Россия готова идти навстречу" и искать возможности для "компромиссов" с Великобританией.
Но именно из-за этих разговоров Медведев был выбран российской политической элитой в качестве президента: это часть продолжающейся кампании по улучшению имиджа страны на Западе. За последние годы Кремль открыл англоязычный информационный канал, нанял PR-компании из Европы и Америки и создал веб-сайты и приложения к западным газетам.
Но чтобы всерьез поверить словам Медведева о свободе СМИ и "правовом нигилизме", мы должны увидеть конкретные шаги. В качестве проверки на приверженность движению к более либеральному стилю правления в России, о котором говорится в его выступлениях, и, что не менее важно, на способность достичь этой цели, можно рассмотреть два случая.
Первый - недавнее решение выдвинуть новые обвинения против бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского может означать две вещи: либо следователи хотят проверить, куда дует ветер, либо силовики, обеспокоенные либеральным тоном выступлений Медведева, стали проводить свою линию.
Так или иначе, если Медведев действительно хочет послать на Запад сигнал, что его слова - не пустая болтовня и что именно он, а не Путин или силовики, является истинным руководителем России, то он позволит отпустить Ходорковского (он может быть выпущен на свободу, так как отсидел уже половину своего срока).
И второй - если Медведев действительно верен своим словам о свободе СМИ и борьбе с коррупцией, то он рассмотрит призыв либерального журнала New Times о предоставлении российского гражданства журналистке Наталье Морарь из Молдавии, что, вне всяких сомнений, произошло бы, если бы она не опубликовала серию статей о коррупции в России и финансировании Кремлем политических партий. В декабре ей запретили въезд в Россию, после того как было заявлено, что она представляет "угрозу национальной безопасности". В одной из ее статей упоминался высокопоставленный генерал ФСБ Александр Бортников.
Пока все размышления о том, что Медведев предпримет что-либо в данной ситуации - лишь досужие домыслы, по крайней мере, до тех пор, пока он не создаст собственную базу власти, которая позволит ему пойти на такие радикальные действия. Но все связано - чтобы избежать влияния Путина и создать независимую поддержку среди элиты и населения, ему надо дистанцироваться от репутации преемника.
Чтобы понять истинные убеждения российского президента и оценить его возможности для маневра, мы должны следить за развитием таких событий, как эти, а не наблюдать за дружелюбными рукопожатиями Медведева с зарубежными лидерами и его впечатляющей риторикой.