Обозреватель немецкой газеты Die Welt Михаэль Штюрмер считает, что для диалога с Россией необходимо как понимать ее, так и знать ее историю, но на Западе этого не делали. Это и стало причиной того, что сторонам не удалось договориться насчет концепции сосуществования и нового порядка равновесия.
"Так, Запад, сам того не желая, назначил себя победителем в холодной войне. И вот теперь он, ведомый Соединенными Штатами Америки, рискует проиграть холодный мир", - рассказывает автор, отмечая, что начиналось все довольно хорошо. Вслед за отводом полумиллиона солдат из Европы последовало сокращение ядерного арсенала, включая Украину, и все обещало целую эпоху разумного сотрудничества.
Но с тех пор, как отмечает автор, "все скатилось к двусмысленности и новым попыткам мериться силой". В итоге, как говорят опытные дипломаты, опасность войны достигла своего максимума за последние 50 лет.
"Так неужели это застало всех врасплох, словно ночной вор?" - задается вопросом автор. А ответ его таков: "Повсюду от Белого дома с Пентагоном вплоть до Ведомства федерального канцлера Германии и штабов НАТО вообще не занимались изучением истории и ее уроков в отношении России".
Слово "руссопониматель", как говорится далее, стало ругательным, а "путинопониматель" - и того хуже. "И как из такого намеренного игнорирования должны были возникнуть концепция сосуществования между державами или же новый, устойчивый к кризисам миропорядок, основанный на равновесии, каким когда-то был Венский конгресс?" - подчеркивает Штюрмер. Журналист добавляет, что предостережений было сделано немало - от прусского "солдатского короля" Фридриха Вильгельма I до Генри Киссинджера и Ричарда Пайпса.
Нового мирного конгресса, пишет издание, "так и не случилось, а Совет Россия-НАТО и Основополагающий акт были лишь слабыми заменами. В свою очередь, американская политика расширения НАТО, определявшая повестку дня, так и не дала ответа на самый главный вопрос, была ли Россия старым врагом под новым именем или все же стала незаменимым партнером для безопасности на будущее".
В итоге, как констатирует Штюрмер, "из скрытого недоверия и стратегических противоречий взошло семя".