Джорж Буш все-таки согласился встретиться с Владимиром Путиным на будущей неделе. Цель встречи: заставить российского президента принять проект создания противоракетного щита?
Государственный секретарь США Колин Пауэлл утверждает, что он с огромным оптимизмом ожидает встречи в верхах Буш-Путин. Между тем, поводы для подобного оптимизма не кажутся такими уж убедительными. По словам Пауэлла, главы двух государств приблизительно одного возраста, занимаются спортом и известны своей манерой вести открытую беседу. Это должно позволить им услышать друг друга и прийти к соглашению. Однако Пауэлл не сказал о том, что потребовалось международное вмешательство на очень высоком уровне, чтобы убедить Джоржа Буша, занимавшего крайне сдержанную позицию, встретиться со своим российским коллегой на будущей неделе в Словении, в Любляне.
Техасца вряд ли можно назвать экспертом по вопросам внешней политики. Большая часть его многочисленных советников по дипломатическим или стратегическим проблемам, сформировавшиеся в период холодной войны, обладают крайне жесткой позицией в отношении современной России, основываясь на антисоветизме прошлых времен. На их взгляд, Россия - ничто иное, как ?региональная держава?, с которой Соединенным Штатам нет никакого резона обсуждать дела международного масштаба. Вот почему, в самом начале Буш намеревался дождаться встречи ?Восьмерки? в Генуе, которая пройдет в конце месяца, чтобы встретиться с Владимиром Путиным. И в ожидании этой встречи, чтобы продемонстрировать свое нежелание щадить самолюбие России, он выдворил из США около 50 российских дипломатов, практически треть персонала российского посольства в Вашингтоне, ?за деятельность, не совместимую с их статусом?, иными словами, за шпионаж. Пригрозив ответными мерами, Москва выдворила ?4 американцев из почти 1500 сотрудников, аккредитованных в России.
Подобное презрительное, даже враждебное отношение со стороны Соединенных Штатов, привело Владимира Путина к необходимости сближения с Китаем и Европейским союзом, прежде всего, с Германией, которую он хорошо изучил, проработав там почти 10 лет. В ходе своего визита в Вашингтон в марте этого года, канцлер Герхард Шредер рассказал Джоржу Бушу в ходе приватной беседы все, что он думает о российском президенте. В частности, он посоветовал Соединенным Штатам не предоставлять России кредиты, потому что ?деньги, предоставляемые русским, всегда оседают на частных счетах в офшорных банках?. Через несколько дней после этой встречи, два германских еженедельника ?Der Spiegel? и ?Focus?, опубликовали отчет состоявшейся беседе. Эти публикации вызвали возмущение со стороны Владимира Путина: в ходе одной из пресс-конференций он назвал эти публикации ?провокацией немецкой прессы?.
Вместе с тем, вмешательство Герхарда Шредера и, несомненно, других европейских лидеров, видимо, сыграло свою роль в изменении позиции американского президента. Так, например, в марте Вашингтон ответил отказом на предложение Сергея Иванова, который в то время занимал пост секретаря Совета Безопасности, о проведении двустороннего саммита. Однако новое предложение, сделанное в апреле его однофамильцем Игорем Ивановым, министром иностранных дел, было принято с благосклонностью. Более того, несколькими днями позже, выступая с докладом в Университете Национальной обороны, в Вашингтоне, Буш подтвердил свое намерение учитывать интересы России в процессе реализации своих планов по созданию противоракетной обороны.
Как известно, новый американский президент решил осуществить проект Рональда Рейгана, который в 1986 году планировал создать антиядерный щит, чтобы защитить Соединенные Штаты от советских ракет. Эти инициативы заставила русских укрепить свою оборону, что, в свою очередь, лишь ускорило развал Советского Союза. И вот, спустя десять лет, когда советской угрозы больше не существует, от кого пытаются защититься Соединенные Штаты, планируя создать этот дорогостоящий щит? К тому же, неизвестно, насколько реален этот проект. Русские, связанные с американцами договором по ПРО от 1972 года, не единственные, кто задаются таким вопросом. В такой же степени заинтригованы и атлантические партнеры США.
На прошлой неделе некоторые разъяснения предоставил ?высокопоставленный сотрудник? Белого дома. В длинном интервью, данном газете ?Нью-Йорк Таймс?, этот анонимный собеседник рассказал о той угрозе, которая к 2020 году будет исходить от Северной Кореи и Ирака. По его мнению, чтобы успокоить русских, Соединенные Штаты должны закупить их превосходные зенитные ракеты S-300, модернизировать их радарные установки и закупить другие виды российского вооружения. Иными словами: Россия испытывает острую необходимость в деньгах. За соответствующую цену можно купить все что угодно, включая и отказ от старого, утратившего актуальность договора, подписанного 30 лет назад?
Сенсационное интервью, опубликованное ?Нью-Йорк Таймс?, вызвало настоящую бурю в Москве. Российское внешнеполитическое ведомство поспешило заверить, что на сегодняшний день не поступало никаких предложений, поэтому, вряд ли стоит на что-то надеяться. Именно это и должен продемонстрировать в Любляне Владимир Путин. Эта задача будет трудной, поскольку американская пресса наводнена публикациями о развале российской экономики, что явно не способствует притоку инвестиций в страну. Что касается попытки Владимира Путина навести порядок в ?Газпроме?, крупнейшей российской компании, настоящем государстве в государстве, то она не прибавляет оптимизма в отношении будущего экономики страны, идущей в неизвестном направлении.