Сербия готовится к председательству в Совете Европы. Но почему никто не говорит о правах человека?
Что требуется, чтобы лишить страну права управлять официальной организацией Европы по защите прав человека? Преследование геев? Никакой надежды. Пытки и убийства политических оппонентов? Забудьте об этом. Ведение незаконной войны? Да вы шутите. Совету Европы, похоже, все равно, кто выступает от его имени.
В четверг председательство в Совете Европы перейдет к Сербии. Сербия - не единственная страна в Европе, нарушающая права человека. Однако показателен тот факт, что ее провалы не вызывают никаких сомнений. Все - от Human Rights Watch до президента Буша - призывали правительство этой страны выдать Ратко Младича, генерала, который несет ответственность за резню в Сараево, Гаагскому трибуналу. Решение о том, что эта страна не может управлять Советом Европы, кажется очевидным и не влечет за собой никаких политических последствий. Если европейские страны не в состоянии найти в себе мужества, чтобы выступить против Сербии, значит, они не состоянии выступить вообще против кого бы то ни было. Права человека стали "мертвой буквой".
Однако в стонах возмущения, спровоцированных неминуемым председательством Сербии, есть нечто странное, а именно отсутствие таковых в принципе. Ее председательство, которое является надругательством надо всем, за что должен выступать СЕ, было встречено пронзительной тишиной.
И вот почему: как только европейские страны начнут критиковать другого члена СЕ, они открывают дверь для изучения собственного поведения в сфере прав человека, когда настанет их черед занять председательское кресло. Опасаясь того, что может всплыть, они тактично согласились игнорировать нарушения друг друга.
Совет Европы - это орган, функционирующий достаточно независимо от Европейского союза. По предложению Уинстона Черчилля он был сформирован в 1949 году с целью содействия миру на основе правосудия. Совет составил конвенцию о защите прав человека и руководит Европейским судом по правам человека. Его годовой бюджет составляет 197 млн евро, и в него входят 46 стран. Среди них - все государства Европы, за исключением Черногории и Белоруссии. Исключение Белоруссии - это, пожалуй, единственный сложный вопрос, который ему когда-либо пришлось решать.
Но посмотрите на его беспрестанную трусость в отношениях с Россией. Европейский суд по правам человека неоднократно принимал постановления против нарушений, чинимых Россией в Чечне. Реакция России сводилась к демонстративному подчинению его решениям - выдать немного рублей в качестве компенсаций, например - и одновременному покровительству и продвижению вверх людей, ответственных за пытки, похищения и убийства. Это - лишь одна сторона медали. Другая - это избиения и убийства жалобщиков. Так, в мае 2003 года вооруженные люди ворвались в дом Зуры Битиевой, которая подала в суд по факту незаконного задержания и пыток, и застрелили ее и троих ее родных. Дело было закрыто.
Государства - члены Совета Европы, которые, как предполагается, должны поддерживать решения суда, смотрят в другую сторону. Даже когда в 2003 году на бомбе подорвалась собственная делегация СЕ, государства-члены не предприняли никаких действий. В результате российское правительство так и не провело должного расследования. А с каждым отказом действовать СЕ теряет часть своего авторитета.
Однако ни министры иностранных дел, которые управляют Советом Европы, ни его секретариат, похоже, не беспокоятся. В прошлом году, когда наступила очередь России возглавить Совет Европы, его генеральный секретарь, бывший британский парламентарий-лейборист Терри Дэвис заявил, что суматоха вокруг Чечни является результатом того, что Запад делает козлами отпущения восточноевропейские страны, и предположил, что у России есть заслуживающий доверия "план действий, нацеленный на предотвращение подобных нарушений прав человека в будущем". Это чепуха. Неясно, с какой стати Дэвис почитал, что в его обязанности входит преуменьшение преступлений стран-членов против человечности.
Никто не думает, что Россия или Сербия, подвергшись порицанию со стороны Совета Европы, вмиг станут образцами сдержанности. Сербия показала, что готова платить непомерную цену за укрывательство Ратко Младича. Во имя своего домашнего монстра она уже поплатилась переговорами о вступлении в ЕС, союзом с Черногорией и сотнями миллионов долларов иностранной помощи. Однако отказ СЕ осудить Сербию и помешать ей занять кресло председателя усиливает позиции националистов, которые утверждают, что Младича выдавать не следует. Они подозревают, что другие европейские станы, жаждущие устанавливать торговые связи и расширять ЕС, сочтут удобным забыть о его существовании.
В прошлом году НАТО отказалось от требования его ареста и выдачи в качестве условия вступления Сербии в программу "Партнерство ради мира". В марте Олли Рен, комиссар ЕС по вопросам расширения, предположил, что переговоры могут возобновиться, несмотря на проблему Младича. В четверг, когда сербское правительство станет официальным защитником прав человека в Европе, люди, которые считают Ратко Младича национальным героем, почувствуют себя полностью реабилитированными.
Но кто кинет первый камень? Едва ли в Европе есть хотя бы одно правительство, которому нечего скрывать. Соединенное Королевство, Германия, Италия, Македония и даже Швеция помогали ЦРУ в секретной программе, похищая людей и доставляя их в государства, где их от лица США подвергали пыткам. Польша и Румыния, по всей видимости, разрешили США использовать секретные тюрьмы на своей территории. Австрия, Германия и Соединенное Королевство полагаются на ничего не стоящие дипломатические заверения для оправдания выдачи беженцев правительствам, которые пытают заключенных. Польша предупреждает, что "учителя, которые обнародуют свою гомосексуальность, будут уволены с работы". Франция поддерживает африканских тиранов. Испания возвращает на родину детей без сопровождения. Украинская полиция пытает работников секс-индустрии и принуждает их сознаваться в преступлениях, которых они не совершали. Соединенное Королевство запрещает мирные протесты и продолжает оккупировать страну, в которую вторглось незаконно.
Где бы в Европе вы ни подняли камень, чтобы бросить его в Сербию, и в этом месте обязательно найдется что-то неприятное. Лучше оставить этот камень лежать на земле. Цена того, чтобы тебя не трогали другие, это терпимость к массовым убийствам. Когда я обсуждал эти вопросы с Терри Дэвисом, он признал, что "не слышал, чтобы кто-то в Совете Европы предлагал какие-либо меры против Сербии из-за ее отказа выдать Младича". Единственная мера, которую можно предпринять, заявил он, это исключить Сербию из Совета Европы. Как только ты стал членом СЕ, автоматически появляется право возглавить его, когда подойдет твоя очередь. Я не уверен, что это так. В уставе СЕ говорится, что член организации, который допустил серьезное нарушение прав человека и фундаментальных свобод, "может быть временно лишен права представительства". Наверняка это можно применить и к его праву быть председателем Совета.
Дэвис остроумно заметил, что заметность Сербии в ее новой роли выставит ее в неприглядном свете. Стал бы я писать о Младиче, если бы Сербия не готовилась сесть в кресло председателя? Не стал бы. Но на тех же основаниях можно утверждать, что следующим президентом Amnesty International должен стать Роберт Мугабе.
Если хотите понять ценность какого-либо института, нужно лишь представить, каким был бы мир, если бы этого института не существовало. Если бы Совет Европы распустили, пострадал бы кто-нибудь, за исключением его сотрудников? Да, не хватало бы Европейского суда. А что с остальным? Из-за согласия стран-членов СЕ игнорировать нарушения друг друга Совет Европы - в данный момент - совершенно бесполезен.