Николя Саркози станет первым французским президентом, не жившим и не работавшим во времена великих потрясений, коснувшихся Франции в XX веке: Вторая мировая война, деколонизация, война в Алжире... Когда пала Берлинская стена, он был мэром Нейи-сюр-Сен и депутатом от департамента О-де-Сен. В момент терактов 11 сентября - занимал пост министра внутренних дел и начал тесно сотрудничать с Вашингтоном в вопросах борьбы с терроризмом. Саркози, сын венгерского иммигранта, бежавшего из-под советского ига, станет также первым лидером французского государства, имеющим корни в Центральной Европе. До какой степени "разрыв" с периодом президентства Ширака отразится на его внешней политике? Саркози говорил о "необходимых переменах", но также подчеркивал, что не собирается начинать все с "чистого листа".
США
Не отрекаясь от наследия де Голля, Саркози в то же время не испытывает по отношению к США раздражения и враждебности, какими характеризовались ответные реакции Жака Ширака в последние годы. Соединенные Штаты "могут рассчитывать на дружбу" Франции, заявил он вечером в день своей победы. Хотя он критиковал войну в Ираке (назвав ее "исторической ошибкой"), Саркози стремится, чтобы разногласия с Вашингтоном не вылились в страстные ссоры или всплески "высокомерия" (таким термином Саркози охарактеризовал французскую политику в ООН в 2003 году).
Понятию "многополярного мира", в которое Ширак облекал идею нейтрализации Соединенных Штатов, Саркози предпочитает термин "мультилатерализм". Однако, скорее всего, возникнут те же глубинные разногласия с администрацией Буша: Киотский протокол и глобальное потепление, "всемирное" измерение НАТО, формат военного присутствия западных сил в Афганистане, а также защита "культурного многообразия" - подход Саркози к этим проблемам является продолжением линии Ширака. Если до 16 мая не удастся достигнуть урегулирования, одной из первых его задач станет дело французского заложника в Афганистане.
Права человека
Саркози сделал одной из своих приоритетных задач защиту прав человека, особенно в отношениях с Россией и Китаем, тогда как Ширак старательно обходил эти вопросы. Он хочет действовать как канцлер Германии Ангела Меркель, осмеливающаяся высказывать Владимиру Путину всю правду о Чечне и авторитарном сползании российской власти, одновременно не упуская из виду экономические отношения с Москвой. Кандидат от "Союза за народное движение" высказался против отмены европейского эмбарго на продажу оружия Китаю, пойдя наперекор Шираку.
Дарфур
Что касается Дарфура, Саркози выступает за ужесточение санкций против суданского режима, в поддержку этой же идеи запоздало, в марте, высказался и Ширак.
Ближний Восток
На Ближнем Востоке логика подсказывает, что необходимо перевернуть страницу "арабской политики Франции" - линии, начатой в 1967 году генералом де Голлем, которой с переменным успехом старался следовать Жак Ширак. Саркози лишен "багажа" личных отношений, которые поддерживал Ширак с арабскими лидерами на протяжении многих лет. Его подход к ливано-сирийскому вопросу, безусловно, не будет отличаться теми же личными императивами - даже несмотря на то, что Ширак настаивал на сохранении преемственности в этом вопросе.
Саркози неоднократно подчеркивал, какое значение он придает "безопасности Израиля", средством достижения которой, с его точки зрения, является создание "независимого и жизнеспособного" палестинского государства. Французская ближневосточная политика, уверен Саркози, должна осуществляться в рамках общеевропейских усилий, которым следует придать новый импульс. Что касается иранской ядерной программы, Саркози придерживается более жесткой позиции, чем Ширак, делавший акцент на готовности к диалогу с Тегераном. Он не исключает, что Франция примет санкции вне рамок ООН, от чего всегда отказывался Жак Ширак.
Расширение Европы
Саркози благосклонно относится к сближению Украины и Грузии с НАТО, чего нельзя было сказать о Шираке. Он намерен в большей степени, чем Ширак, уделять им внимание как потенциальным будущим членам ЕС. Во время пресс-конференции 28 февраля, посвященной вопросам международной политики, кандидат от UMP назвал эти страны, расположенные на востоке, "европейскими братьями". Он также говорил о Европе, которая скорее "воссоединилась", чем расширилась.
Африка
Саркози пообещал осуществить модернизацию, призвав "решительно закрыть страницу попустительств и злоупотреблений", существовавших в отношениях Франции и Африки. В то же время он отвергает мысль о "покаянии" и постколониальном комплексе вины.
Заявив в мае в Бамако и Котону, что "Франция в экономическом плане не нуждается в Африке", министр-кандидат встревожил многих африканцев, опасающихся, что их покинут, порвав с "африканцем Шираком". Идея "помощи" африканцам, о которой Саркози говорил в воскресенье вечером, напоминает попытку сгладить эти опасения. Но "избирательная иммиграция", за которую выступает Саркози, может увеличить пропасть.
Кроме того, состоявшаяся 22 марта встреча кандидата с президентом Габона Омаром Бонго в его роскошной парижской резиденции с целью "выразить дружеские чувства", казалось, противоречила его обещаниям разрыва, тем более что проходила она в атмосфере строгой секретности.