Путин вернулся на президентский пост в год, когда отмечается 400-летие событий 1612 года. Западу следует знать, почему Путин считает 1612 год священным, замечает обозреватель Time Камиль Чорек.
"Согласно кремлевской мифологии, в 1612 году россияне - богатые и бедные, горожане и сельские жители - сплотились вокруг сильного лидера, чтобы восстать против иноземных угнетателей-иноверцев", - говорится в статье. Кремлевское мифотворчество на тему 1612 года хорошо вписалось в "фольклор Путинленда - историю о том, что россиянам нужны сильный лидер и централизованная власть для защиты от их худших кошмаров", как выражается автор.
В Польше 1612 год интерпретируется иначе, отмечает автор. "Польские романтики считали канун 1612 года зенитом могущества своей страны, когда Варшава навязала свою волю Москве и была близка к объединению западной и восточной церквей", - поясняет он. Согласно польской версии, алчность авторитарной России повлекла за собой упадок и расчленение свободомыслящей Польши.
Историки считают, что обе вышеизложенные версии не во всем соответствуют действительности. Верно, что в 1612 году Россия была охвачена хаосом. В то время в Восточной Европе господствовала "сверхдержава" - Речь Посполитая, федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского. "На деле в Речи Посполитой отсутствовала центральная власть, все зависело от консенсуса нескольких упрямых группировок, которые редко приходили к общему мнению, поскольку каждая преследовала собственные цели (есть поразительные параллели с современным ЕС", - пишет автор). Поэтому, на взгляд обозревателя, в децентрализованной Польше тогда не могло быть никакого общего плана по захвату России.
Автор излагает свою версию: "слегка сумасшедший русский монах, называвший себя Дмитрием", который хотел стать русским царем, нашел в Речи Посполитой спонсоров для своего похода в Россию. Эти "пираты от кавалерии" в 1610 году заняли Москву и были радушно приняты русскими, желавшими перемен. "Спустя два года, не имея серьезной политической и логистической поддержки с родины, пестрый гарнизон из поляков, литовцев и прочих то ли раздумал оставаться в Москве, то ли был изгнан из города", - говорится в статье.
Как бы то ни было, теперь Путин может интерпретировать нынешнюю ситуацию в России, проводя параллели с 1612 годом. "Он знает: история - сила", - пишет автор.
Но у мифотворчества есть свои минусы: Варшава подозрительно относится к подобной пропаганде со стороны российского правительства. Да и Путин навлечет на себя неприятности, если будет позиционировать себя как аналог Романовых. "Это была династия реакционных деспотов, которые путем гнета сохраняли свою власть, одновременно разжигая страх перед иноземным нашествием", - поясняет он.