Путин остается самым могущественным человеком в России, но митинги протеста - знак, что в обществе происходят серьезные перемены, пишет в своей колонке в The Washington Post Маша Липман, редактор журнала Pro et Contra (Московский центр Карнеги).
Российское общество можно разделить на два "электората", считает автор. Консервативное большинство держится за нынешнюю ситуацию, "при которой люди наверху решают все, а у народа нет права голоса". Современно мыслящее меньшинство привыкло принимать решения самостоятельно.
Эти две группы людей по-разному понимают легитимность руководителей. "Для консервативного большинства легитимность правителя опирается на тот факт, что он находится на самом верху", - говорится в статье. Эти люди голосуют за "начальство", но это еще не значит, будто они симпатизируют правителю или одобряют его стиль управления. Собственно, и многие современно мыслящие, и многие консервативные россияне сходятся во мнении, что госслужащие часто злоупотребляют своими полномочиями, а чиновники коррумпированы и черствы.
"Современно мыслящие россияне до самого последнего времени разделяли мысль, что рядовые граждане не могут повлиять на политику. Но эта группа людей не согласна голосовать за начальство", - отмечает автор.
Со своей стороны, правительство Путина предлагает разным социальным слоям два "негласных пакта", как выражается Липман. Консервативному большинству предложено повышение зарплат и пенсий взамен на лояльность. Свободомыслящему меньшинству обещано невмешательство в его жизнь при условии, что оно не будет заниматься политикой.
По мнению Липман, первый пакт до сих пор выполняется, но второй - едва ли. Протестное движение продемонстрировало: некоторые россияне больше не поворачиваются спиной к политике и не хотят смиряться с ложью, беззаконием и служебными злоупотреблениями. Но пока антипутинские силы слабы, и Путин может править в своем стиле.
Однако Липман прогнозирует: авторитарный курс и гипокритическая риторика Путина расширят ряды протестующих и еще более ослабят легитимность нового российского президента. "Появление сплоченной оппозиционной силы - всего лишь вопрос времени", - заключает автор.