Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 ноября 2000 г.

Элен Деспик-Попович | Libération

Неразгаданная тайна трагедии "Курска"

Вчера была прекращена операция по подъему тел подводников с борта затонувшей АПЛ "Курск". 18 дней трудоемких работ так и не позволили раскрыть тайну этой трагедии. Итог этой дорогостоящей операции, в которой приняли участие российские водолазы и их норвежские коллеги из американской фирмы "Халлибертон" можно назвать минимальным: на поверхность было поднято лишь 12 тел погибших, а обследовать все отсеки подводной лодки так и не удалось. "Курск" затонул в Баренцевом море к востоку от Мурманска в ходе учений Северного флота. Неумелые действия военных, их запоздалое признание самого факта катастрофы и несвоевременное принятие иностранной помощи - все это вызвало мощную волну недоверия: общественное мнение обвинило руководство страны в том, что на алтарь государственных интересов были принесены человеческие жизни. Трагедия нанесла серьезный ущерб имиджу Владимира Путина, который слишком затянул с прибытием на место катастрофы.

Американо-норвежская платформа "Регалия", с борта которой проводилась операция, прибыла на место трагедии 20 октября. В ледяные воды Баренцева моря опускались как российские, так и норвежские водолазы, но внутрь лодки, затонувшей на глубине 108 метров, заходили лишь российские специалисты. Водолазы проделали несколько отверстий в корпусе субмарины и сумели проникнуть в восьмой и девятый отсеки. Им меньше повезло в третьем отсеке, а четвертый они так и не сумели войти. Их работа на борту "Курска" была сложной и опасной: несколько раз им приходилось прекращать работы, потому что узкие коридоры были заполнены металлическими обломками, которые могли повредить герметичность их защитных костюмов. Водолазы уже не проделывали новых отверстий в корпусе подводной лодки: это могло ослабить структуру корпуса и сделать невозможным ее подъем, намеченный на весну будущего года.

За всеми этапами операции пристально следили все национальные телеканалы. 25 октября водолазы подняли на поверхность первые тела погибших. На следующий день погибшие подводники заговорили с живыми: в кармане офицера Дмитрия Колесникова была обнаружена записка. Это послание свидетельствует о том, что моряки еще были живы некоторое время после катастрофы. "13 часов 15 минут. Весь личный состав 6-го, 7-го и 8-го отсеков перешел в 9-ый отсек. Нас 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто не может подняться", - писал 27-летний капитан-лейтенант. Записка заканчивается строками, адресованными жене.

Появление этой записки с того света привело к новой вспышке полемики. На протяжении какого времени люди еще были живы, и можно ли было их спасти? Такие вопросы то и дело появлялись в средствах массовой информации. Командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов полагает, что "13 августа моряки еще были живы", иными словами, речь идет о следующем дне после катастрофы, или, "вероятнее всего, они были живы 12 августа", т.е. они погибли в тот же день. Позиция военных лишь подогревала сомнения. Записка капитана не была опубликована целиком. Вдове Колесникова сообщили лишь о содержании последней, личной, части записки. Содержало ли послание объяснение причин трагедии, которые военные хотели скрыть? Самые недоверчивые придерживаются именно такого мнения. Другие полагают, что выжившие после катастрофы, те, кто работали в задних отсеках подлодки, не могли знать о причинах аварии, произошедшей в носовых отсеках "Курска". Несчастный случай, взрыв, столкновение, дефект конструкции или ошибочное попадание: все эти версии, обсуждавшиеся в августе, вновь овладели умами. Российские моряки продолжают утверждать, что причиной гибели "Курска" стала неопознанная иностранная подводная лодка. Между тем, западные эксперты отдают предпочтение версии о взрыве в торпедном отсеке, расположенном в носовой части корабля.

Эта трагедия высветила беды российской армии. Депутат Государственной Думы от Архангельской области, где и был построен атомоход "Курск", на страницах газеты "Сегодня" напомнил об условиях, царивших в те времена на кораблестроительном предприятии в Северодвинске. Замороженные цеха, дома без отопления и две буханки хлеба в качестве заработной платы. "О какой технической безопасности можно говорить в подобных условиях?", - говорит Александр Пискунов, напоминая, что во время строительства "Курска" забастовки парализовали жизнь в регионе. Однако в стране, где так любят конспирацию, самой вероятной и наихудшей может оказаться следующая версия: "Курск" затонул в результате ошибочного попадания торпеды, запущенной с борта крейсера "Петр Великий". Один очевидец, представившийся как моряк с этого корабля, рассказал на прошлой неделе корреспонденту "Новой Газеты": "После пуска торпеды можно было наблюдать взрыв, очень походивший на ядерный. Когда по радио сообщили о том, что "Курск" не отвечает, стало понятно, что в него попали. Возвратившись на базу, мы скупили всю водку, какую можно было найти в городе".

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru