От того, что было прежде, не осталось ничего. С 11 сентября это касается также и отношения России к Америке. Стратегические ядерные запасы будут еще раз радикально сокращены. Американцы испытывают систему противоракетной обороны таким образом, чтобы не задеть русских за живое. Те же взамен позволяют говорить с собой о договоре по ПРО. Это новости из Москвы и Вашингтона. Причину такой взаимной предупредительности надо искать в каспийском регионе, там для этого имеются два основания - нефть и исламисты.
По старой русской традиции граница может считаться надежной только в случае, если по обеим ее сторонам стоят русские солдаты. Это относится также к среднеазиатским республикам. База для американских военных акций против талибов, находящихся у власти в Афганистане, - это аэродромы в Узбекистане на границе с Таджикистаном, которые дают выигрыш во времени и расстоянии. Россия имеет военные договоры с обеими бывшими советскими республиками, ее воинские подразделения находятся в непосредственной близости от афганской границы. Путин дал понять, что хотя он и против использования российских войск, присутствие американских соединений в этом регионе желательно.
До сих пор американская политика была направлена на то, чтобы держать Россию, по возможности, в стороне от большой нефти Каспийского моря - как в его водах, так и на берегах. Одновременно американцы делали все, чтобы обойти и Иран, хотя самый короткий и выгодный путь в южном направлении ведет как раз к нефтяным терминалам в Персидском заливе. Вместо этого в середине девяностых годов велись серьезные разговоры о нефтепроводе через Афганистан и Пакистан, существовал даже временный договор с талибами, которые обещали, что за хорошие деньги они готовы гарантировать безопасность.
Вообще-то американское министерство энергии (Energy Department), как записано в опубликованном этим летом докладе, продолжает сохранять интерес к транзиту нефти через Афганистан. Но план строительства трубопровода через Афганистан, ввиду страха перед Талибаном и после испытания Пакистаном атомной бомбы, был свернут в 1998 году. Вместо этого был разработан проект строительства нефтепровода от Баку, старейшего нефтяного центра мира, до турецкого средиземноморского порта Джейхан, который должен пройти через тысячи километров по большей части дикой местности. До сих пор только зрители новейшего фильма о Джеймсе Бонде слышали что-то о проекте стоимостью 3 миллиарда долларов ? фильм, правда, снимался во французских Альпах. Однако проект не состоится, если только наличие общего врага, талибов, не приведет в будущем к американо-иранскому сближению, либо если американцы, в конце концов, не поймут, что все же лучше привлечь к этому проекту русских.
До сих пор американцы так же яро избегали российского участия, как русские ? американского. Именно поэтому много лет тому назад неудачу потерпел проект концерна "Шеврон" по транспортировке нефти из Северного Казахстана на запад. Все, что русские могли предложить взамен, это только старый нефтепровод через Чечню и Грозный, который стал, однако, сначала причиной, а затем и жертвой первой чеченской войны. Но теперь русские, вложив большие деньги, открыли на днях новый трубопровод, который идет из Казахстана на запад, севернее Каспийского моря в обход Кавказа и вливается затем в российскую нефтепроводную сеть: его конечная цель ? это Западная Европа или Новороссийск на Черном море. Это укрепит российскую позицию в переговорах к тому времени, когда до американцев наконец-то дойдет, что к России опять надо относиться с уважением.