Российская Госдума подавляющим большинством голосов высказалась за приостановку Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), но это скорее символический, чем практический шаг. Однако в любом случае он служит явным напоминанием о том, что отношения России с США и Европой осложняет множество вопросов, которые необходимо решать в срочном порядке.
Президент Владимир Путин уже предупредил, что Россия приостановит ДОВСЕ, сделав это, как и положено, за 150 дней. Этот срок истекает 12 декабря. А за два дня до указанной даты закончится время, выделенное контактной группе ООН (России, США и четыре крупнейших государства ЕС) на то, чтобы предложить план урегулирования статуса Косово. Еще за неделю до этого - 2 декабря - Россия проведет выборы в Государственную думу. Практически все кандидаты, в числе которых и Путин, разыгрывают националистическую карту.
Близость этих дат по времени уже вызывает немалые трудности, но еще больше осложняют ситуацию переговоры по иранской ядерной проблеме. 19 декабря высокопоставленные дипломаты пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также Германии встретятся и решат, вводить ли новые санкции против Тегерана за неисполнение резолюций ООН с требованием прекратить обогащение урана. Двумя днями позже совет управляющих Международного агентства по атомной энергии заслушает важнейший отчет о достигнутых успехах.
В следующем году, 2 марта, на президентских выборах в России определится преемник Путина. В апреле НАТО проведет ежегодный саммит в Бухаресте, где будут рассматриваться новые кандидаты на вступление, в числе которых Хорватия и Грузия. Расширение НАТО по-прежнему служит красной тряпкой для московских военных.
Отказ России от ДОВСЕ стал непосредственным ответом на планы США по размещению элементов давно задуманной противоракетной системы в Европе - в Чехии и Польше. Здесь крайние сроки не обозначены, однако действия американцев вызвали глубокие подозрения в России. Путин сравнил происходящее с поведением Советского Союза, который в 1962 году разместил ракеты на Кубе.
В Вашингтоне полагают, что Кремль категорически не хочет идти на сотрудничество по указанным вопросам. Одного из высокопоставленных американских чиновников недавно спросили в Европе: "Насколько плох Путин?"
"Очень плох", - ответил тот, ни секунды не колеблясь. В то же время он заявил, что "мы не хотим оказаться втянутыми в конфронтацию... Мы должны действовать сообща со своими европейскими союзниками".
Но это легче сказать, чем сделать. Наиболее серьезные разногласия вызывает косовский вопрос, по которому ЕС окажется расколот, стоит России заблокировать признание независимости мятежного сербского края в ООН. Путин твердит, что не станет делать ничего, что пойдет вразрез с волей Белграда. Ряд членов Евросоюза - Испания, Греция и Словакия - вероятно, выступят против признания независимости Косово, несмотря на то, что ЕС должен будет предоставить в дальнейшем военный и гражданский персонал для обеспечения нового статуса края. Что еще важнее, нерешительность проявляет Германия.
И, хотя косовский вопрос не слишком популярен в России, он значим для панславянского лобби и Русской православной церкви, которая наращивает свое влияние. Российские власти рассматривают данную проблему как потенциальный рычаг для давления в других вопросах.
Если Косово провозгласит независимость без благословения Совета Безопасности, то Россия угрожает предпринять аналогичный шаг в Абхазии, сепаратистском регионе, который формально входит в состав Грузии - одной из бывших республик СССР. Вчера напряжение здесь возросло, когда проамериканский президент Грузии Михаил Саакашвили выслал из страны трех человек по обвинению в шпионаже в пользу Москвы.
Планы США по размещению ракетного щита в Европе - это еще один повод для раскола в ЕС и даже в НАТО. Общественность Чехии и Польши в основном относится к подобной перспективе отрицательно. Опасность для Вашингтона заключается в том, что Путин постарается сыграть на этом европейском скептицизме.
Лишь по Ирану позиции сторон ближе, хотя Россия и продолжает выступать против введения новых санкций, которые могли бы угрожать ее экономическим интересам.
Шансы на то, что Москва, Вашингтон и Брюссель достигнут приемлемого соглашения по какому-либо из этих вопросов до президентских выборов в России, намеченных на март, весьма призрачны. Опасность видится в том, что разногласия по любой из указанных проблем осложнят соглашения по остальным. Похоже, что единственный, кого это не беспокоит, - сам Путин.