Уже сегодня Иран и "шестерка" могут объявить о договоренности ограничить ядерную программу Тегерана взамен на смягчение санкций. Многие в США требуют "самого жесткого ядерного соглашения" - Обама обещает, если что, "переставить тумблер в прежнее положение". Le Monde призывает сделать шаг навстречу Ирану в вопросе обогащения урана. Джон Болтон связывает иранскую проблему с северокорейской.
Уже сегодня Иран и мировые державы рассчитывают объявить о первоначальной договоренности ограничить ядерную программу Тегерана взамен на смягчение санкций, сообщает The Wall Street Journal. В четверг Обама обрисовал проект соглашения в интервью. Он заявил: если Иран не выполнит условия, США "могут переставить тумблер в прежнее положение", то есть вернуться к санкциям.
Договоренность "намного предпочтительнее, чем подогревание этого конфликта нами", заметил Обама. Он заверил, что на начальной фазе США смягчат санкции "очень скромно". И все же договоренность может сорваться, предостерегает газета. Союзники США на Ближнем Востоке, особенно Израиль, а также американские конгрессмены сопротивляются плану.
По словам дипломатов, условия первоначального соглашения таковы: Иран замораживает производство ядерного топлива, почти достигающего "оружейного уровня" и другие аспекты ядерной программы, в которых продвинулся дальше всего, а США и Европа отменяют часть финансовых санкций.
Американцы и европейцы опасаются возвещать об успехе. Газета напоминает: в 2009 году Иран согласился вывезти весь запас обогащенного урана из страны взамен на экономические стимулы, но, по словам западных чиновников, спустя несколько дней план сорвался ввиду несогласия аятоллы Хаменеи. Теперь же все зависит от того, сочтут ли стороны предложенные уступки соразмерными.
"США, а не Иран, играют решающую роль в ядерных переговорах", - указывает на страницах The Washington Post Рэй Тэкей, старший научный сотрудник Council on Foreign Relations, США.
Исламская республика Иран является сомнительным авторитарным государством, недостойным поддержки, не говоря уж о признании, пишет эксперт. И все же Ирану удалось добиться частичного успеха, оказав некоторое влияние на переговоры по ядерной программе, признает автор. Теократическое государство требует, чтобы его "право на обогащение урана" было публично признано, а его прошлые нарушения в ядерной сфере - прощены. Автор призывает не вписываться в "красные линии" Ирана.
"Американская политика санкций создала для дипломатов важный рычаг, теперь Вашингтон в состоянии потребовать самого жесткого ядерного соглашения и не придавать большого значения требованиям Ирана", - пишет эксперт, считая достижимым "соглашение, которое не только выигрывает время, но также не позволяет Ирану постоянно осуществлять свои амбиции в области ядерных вооружений". "Терпение и твердость могут обеспечить великую дипломатическую победу", - заключает он.
"Зачем вести переговоры с Ираном", разбирается Le Monde в редакционной статье.
Иран заявил недавно, что открылось "окно возможности" для заключения соглашения по ядерной программе - новый президент Хасан Рухани хочет избежать ухудшения ситуации внутри страны путем отмены экономического и финансового эмбарго, говорится в статье. Добиться этого можно только одним способом - подписав соглашение с группой "5+1".
Внутри Ирана против переговоров выступает КСИР, процветающий за счет необъявленной войны с Западом, замечает газета.
Требования Запада таковы: Тегеран должен прекратить обогащение урана до высоких степеней, демонтировать подземные ядерные объекты в Фордо и закрыть плутониевый завод в Араке.
"Ставки огромны, - пишет Le Monde. - Оставленная без изменений, иранская ядерная программа угрожает хрупкому международному равновесию в области нераспространения. Рано или поздно она побудит соседние страны - Саудовскую Аравию, Турцию или даже Египет - продвигаться к созданию бомбы".
Наивно полагать, считает издание, что Иран откажется от возможности продолжать обогащать уран, пусть и под строгим международным контролем. В этом отношении позиция Израиля и части американского Конгресса с самого начала мешает переговорному процессу, говорится в статье.
"Соглашение по иранской ядерной программе откроет возможность для нормализации отношений между Тегераном и Вашингтоном, что стало бы бесспорным фактором стабильности на Ближнем Востоке, как бы к этому ни относились в Иерусалиме, Эр-Рияде и Анкаре", - заключает Le Monde.
"Сотрудничают ли Иран и Северная Корея в сфере разработки ядерного оружия? Если это так, то их действия подрывают и могут свести на нет дипломатические усилия Обамы по борьбе с каждой из этих угроз", - пишет бывший представитель США в ООН Джон Болтон в статье для The Wall Street Journal.
"В сентябре 2007 года Израиль разбомбил еще не законченный ядерный реактор в Сирии - "Аль-Кибар", который был точной копией северокорейского ядерного объекта "Йонбен" и был построен в тесном сотрудничестве с северокорейскими учеными", - продолжает Болтон.
Те, кто еще несколько лет назад сомневался в вовлеченности Сирии в деятельность, связанную с ядерными вооружениями, подчеркнули, что Сирия не могла позволить себе дорогостоящее строительство реактора. Это позволяет предположить, что Иран оплатил проект "Аль-Кибар", говорится в статье.
Как заключил Вашингтон в 2001 году, а Пхеньян признал вскоре после этого, режим Кима к тому времени занимался обогащением урана более десяти лет. Программа по обогащению значительно расширилась в 2010 году. Откуда нищий Пхеньян получил необходимые финансовые средства на такое расширение? "И снова самым вероятным источником является Иран", - указывает Болтон.
"Хотя обе страны заявляют, что цель их ракетных программ - запуск метеорологических и телекоммуникационных спутников, только наивные люди - в том числе, многие в Вашингтоне - могут этому поверить. Настоящей их целью всегда была разработка ракет-носителей для ядерных боеголовок", - утверждает авторитетный эксперт.
"У США и их союзников, очевидно, есть значительные пробелы в знаниях о сотрудничестве в ядерной сфере между Ираном и Северной Кореей. Учитывая закрытый характер обоих государств-изгоев, Вашингтон давно должен увеличить соответствующие усилия по сбору развединформации и перепроверить, не вовлечены ли в это Россия и Китай", - пишет в заключение Джон Болтон.