Россия поняла, как можно решать конфликты на Кавказе и в Европе. Почему же Запад не хочет слушать?
Через два месяца после того, как Грузия начала войну с Россией из-за Южной Осетии, установленное при посредничестве ЕС перемирие не нарушено, хотя угроза европейской безопасности сохраняется. Это может показаться нелепым, но именно Москва, а не Вашингтон или Брюссель поняла, как можно окончательно решить тлеющие конфликты на Кавказе и в Европе в целом.
С чего вообще Запад должен говорить с Кремлем? Очевидно, что господствующая на Западе стратегия устарела. К тому же ей не хватает фантазии. США почти ничего не сделали - лишь осудили российскую экспансию и поддержали своего союзника Грузию неопределенным обещанием принять в НАТО. Такой шаг может полностью разрушить хрупкое перемирие между Западом и Востоком. Разговоры о новой холодной войне показывают, что американские лидеры живут прошлым и при этом не знают историю.
В то же время фанатичная внешняя политика ЕС не может скрыть того, что европейцы неплохо могут справиться с управлением кризисом, но слабы в геополитике. Более 300 безоружных наблюдателей (включая наблюдателей из Великобритании) размещены на территории Грузии, чтобы заменить российские вооруженные силы. 27 стран союза сильно разошлись в своих взглядах на Россию - Британия и "Новая Европа" против сотрудничества ЕС-Россия, в то время как Италия, Франция и Германия - за. Впрочем, нет ничего удивительного, что Евросоюз не может возглавить общеевропейскую систему безопасности.
Так как раз думают в Москве. Со времени своего первого визита на Запад в июне этого года новый президент России Дмитрий Медведев неоднократно предлагал европейским (и атлантическим) партнерам заключить соглашение о безопасности в Европе. Такое соглашение дало бы гарантии коллективной безопасности всем сторонам и установило бы единые критерии для двусторонних и многосторонних отношений.
Но как добиться этого? Предложение Медведева - созвать общеевропейскую конференцию по вопросам безопасности с участием государств и организаций, действующих в Европе, включая ЕС, НАТО, Совет Европы и ОБСЕ. Получивший название "Хельсинки-2", план Медведева действительно за основу берет создание ОБСЕ - двухлетний процесс непрерывного взаимодействия Запада и Востока в семидесятых годах. Тогда это помогло снять напряженность холодной войны и предотвратить ядерную войну.
К несчастью, как раз Запад отрекся от совместного геостратегического проекта. После 1990 года Запад отказался от ОБСЕ в пользу НАТО. Опрометчивое расширение НАТО на восток вбило клин между Россией и остальной Европой и помешало настоящему сближению сторон. В дальнейшем безрассудное стремление администрации Буша установить противоракетный щит в Польше и Чехии лишь подкрепило страхи России о том, что Запад ее окружает.
Вкупе с признанием независимости Косово предвзятая реакция на кризис в Грузии усилила подозрения Москвы в том, что Запад не заинтересован в альянсе с Россией. Эта точка зрения привела к тому, что тандему Медведев-Путин пришлось позиционировать Россию в мировой политике иначе. Были налажены многосторонние отношения с авторитарными режимами в Средней Азии и с Китаем, укреплены отношения со странами-изгоями Сирией и Ираном. В целом это сигнализирует о сползании к конфронтации Запад-Восток.
Чтобы избежать дальнейшего ухудшения отношения, необходимо пригласить Россию к сотрудничеству. Но как в то же время не попасться на уловку большого медведя? Конечно, российское руководство добивается коллективной безопасности для того, чтобы остановить расширение НАТО, предотвратить развертывание противоракетного щита и сохранить нейтралитет Украины, Молдовы и Грузии. Впрочем, в реальной политике у каждой страны есть свои приоритеты, и в многосторонней структуре Москва не сможет диктовать свои условия.
Более того, ни одна из существующих организаций не обеспечивает "зонтика" общей безопасности: НАТО разделяет стороны, ОБСЕ в расколе, а Совет Европы ничтожно слаб.
Пока американцы живут прошлым, а европейцы подавлены настоящим, неудивительно, что Запад игнорирует предложение Медведева о совместном будущем. Но ведь европейская безопасность на грани, и сколько еще может Запад позволить себе игнорировать предложения Кремля о дружбе?