Россия и Грузия могут обратиться в Международную гуманитарную комиссию по установлению фактов, штаб-квартира которой находится в Швейцарии. Переговоры об этом уже имели место
Предложение провести международное расследование преступлений, совершенных во время кавказского конфликта, сейчас на руках у властей в Москве и Тбилиси.
По нашей информации, Международная гуманитарная комиссия по установлению фактов (CIHEF), функции координатора в которой выполняет Швейцария, ведет переговоры с Россией и Грузией. "Дипломатические ведомства двух стран несколько недель назад получили письмо с точными разъяснениями условий обращения в эту инстанцию и ее возможностей", - подтверждает осведомленный источник. Этот вопрос может быть рассмотрен в ходе встречи, посвященной стабильности на Кавказе, которая пройдет в Женеве около 20 октября в соответствии с соглашением, заключенным 8 сентября между французским президентом Николя Саркози и его российским коллегой Дмитрием Медведевым.
Пятнадцать юристов
Созданная в 1991 году в соответствии с условиями 90-й статьи первого дополнительного протокола Женевской конвенции, CIHEF является постоянным органом, в который входят 15 высококлассных юристов. Она собирается не реже раза в год на берегах Лемана, с 2001 года в ней председательствует немецкий профессор Михаэль Боте. В ее полномочия входит расследование серьезных нарушений международного гуманитарного права в ходе конфликтов. Однако ввиду отсутствия политического консенсуса к услугам этой организации пока еще ни разу не обращались.
"Российско-грузинский конфликт - как раз работа для нее, - утверждает эксперт. - Европейский союз и Швейцария должны приложить максимум усилий, чтобы убедить стороны согласиться с этим". ПАСЕ - куда входят Россия и Грузия - со своей стороны, на прошлой неделе в Страсбурге приняла резолюцию, возлагающую ответственность за нарушение прав человека и гуманитарного права на обе стороны и призывающую провести "независимое международное расследование конфликта".
Преимущество этой комиссии по установлению фактов в том, что на сегодняшний день она признана 70 странами, в том числе Россией и 24 странами ЕС (Франция ее не признала). Ее полномочия, привязанные к Женевской конвенции, обеспечивают ей необходимое доверие и независимость. Ее работа напоминает механизм функционирования Международного комитета Красного Креста (МККК), хотя ничего общего между этими организациями нет. В Колумбии, где комиссия предлагала провести расследование, МККК даже отказался предоставить ей свой транспорт.
"Наша задача - не обвинять, но проливать свет на серьезные нарушения гуманитарного права", - говорит бельгийский профессор Эрик Давид, входящий в состав комиссии с 2007 года. Конфиденциальность заключений комиссии тоже может стать средством восстановления доверия в Грузии, где с 1 октября начала патрулирование миссия наблюдателей ЕС.
Председатель CIHEF Михаэль Боте, с которым связались корреспонденты Le Temps, отказался разглашать содержание корреспонденции, отправленной в Москву и Тбилиси. По нашим сведениям, речь идет о письмах, в которых подробно разъясняются услуги, предоставляемые комиссией, и сообщается, что Грузия, не подписавшая ее устав, может с помощью специального заявления ходатайствовать о ее посредничестве. "Это предложение услуг", - утверждает дипломат. Тот факт, что в конце августа Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, ничего не меняет. "На момент событий эти образования являлись грузинскими территориями", - заключает эксперт.
Три препятствия
Конечно, относительно этой комиссии пока есть большие сомнения. Первая проблема: ее устав предполагает, что стороны конфликта финансируют расследование и предоставляют ее членам "доказательства". "Обязательное условие согласия конфликтующих сторон - огромное препятствие", - считает Якоб Келленбергер, председатель МККК - одной из немногих организаций, работающих в Южной Осетии.
Второй недостаток: ее полномочия, строго ограниченные гуманитарными преступлениями, не распространяются на ход событий и ответственность сторон за начало военных действий, которую Москва и Тбилиси возлагают друг на друга. Третья проблема: отсутствие юридических последствий, так как конфиденциальные заключения комиссии не передаются в Международный суд.
Тем не менее, Швейцария, как и Европейский союз, заинтересована в том, чтобы выступать за ее привлечение. Тот факт, что Швейцарская Конфедерация теперь представляет интересы России в Грузии, по мнению экспертов, не создает проблемы. Поэтому вполне можно уговорить власти Тбилиси, обратившиеся в Международный суд. "Установление фактов уже приведет к восстановлению доверия, - продолжает Эрик Давид. - Правда положит конец слухам. И будет способствовать дипломатическому процессу и даже примирению". Что было бы нелишним за несколько дней до открытия дискуссий по Кавказу, начинающихся в условиях практически полной неясности.