Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 сентября 2003 г.

Пол Кеннеди | Yomiuri

Как долго США будут делать вид, что не обладают мировым господством?

В последнее время большую популярность приобретает весьма завлекательная настольная игра под названием SPQR ("Senatus populusque Romanus" - такой была надпись на знаменах римских легионеров, означавшая "Сенат и народ Рима"), которая воспроизводит захват Римом новых территорий в период зенита его могущества и славы. Игровое поле представляет собой карту Европы и Средиземноморья с обозначением захваченных римлянами городов, а также портов, военных дорог и морских путей, которые соединяли обширные владения Римской империи. Фигурки легионеров (в 80 г. до н.э. армия Рима насчитывала 27 легионов), расставленные на поле, по этим путям направляются на ликвидацию очагов восстаний против римского владычества, которые постоянно вспыхивали то в Сирии, то в Шотландии, то в районах реки Дунай. По мере расширения границ империи увеличивалось и количество восстаний, поэтому войска приходилось постоянно перебрасывать с одного конца империи на другой. Так, легион, базировавшийся на Сицилии, в течение одного года мог быть переброшен в Египет, а оттуда - на север Англии для защиты Стены Адриана и т.д.

Я вспомнил об игре SPQR, когда прочитал статью "Где находятся наши легионы? Дислокация подразделений вооруженных сил США за рубежом", которую недавно опубликовала независимая неправительственная организация "Всеобщая безопасность" (Global Security). Факты, изложенные в статье, вызывают немалую тревогу. На основании этих фактов можно сделать вывод, что солдаты американских военных подразделений, размещенных за рубежом, вернутся домой очень нескоро, а если и вернутся, то не надолго.

В настоящее время вооруженные силы США разместили свои подразделения приблизительно в 130 странах мира. В одних странах американские военные участвуют в акциях по поддержанию мира и безопасности, в других - обучают кадры местных вооруженных сил. Основоположник американской демократии Джордж Вашингтон уже, вероятно, несколько раз перевернулся в могиле, узнав об этих фактах.

Соединенные Штаты имели военные обязательства перед своими союзниками за рубежом еще с конца Второй мировой войны. В рамках этих обязательств армия США заняла территорию Германии и Японии, принимала участие в Корейской войне, а также противостояла Советскому Союзу в эпоху соперничества двух общественно-политических систем. Когда же распался Варшавский договор, предполагалось, что ситуация сразу в корне изменится. Но увы - этого не произошло. Борьба с "Аль-Каидой", военные действия и партизанское сопротивление в Ираке, политический кризис в Либерии, продолжающиеся волнения в Афганистане, нестабильность на Корейском полуострове и необходимость постоянно заверять Японию в силе американского присутствия на западе Tихоокеанского региона - все это делает невозможным сократить военное присутствие США в далеких углах земного шара. Напротив, с каждым годом оно только усиливается.

Используя официальные статистические данные, сотрудники организации "Всеобщая безопасность" сообщают, что на данный момент в различных странах мира рассредоточены 155 подразделений армии США. До октября 2001 г. только 17 из них принимали участие в активных боевых действиях, которые велись в Косове и других горячих точках. Сегодня в боевых действиях участвуют уже 98 подразделений. Каждый, даже не будучи военным экспертом, может легко понять, что это непомерно высокая численность военного контингента, особенно если учесть длительные сроки проведения военных кампаний. В дополнение к 255 тыс. солдат, моряков, летчиков, морских пехотинцев и сил береговой охраны, участвующих в боевых операциях по поддержанию мира за рубежом, в этом году мы направили за рубеж еще 136 тыс. военнослужащих из подразделений национальной гвардии и резервов. Большинство судов американского флота вернулось на свои базы вскоре после поражения режима Саддама Хуссейна, однако 40 тыс. моряков продолжают выполнять свою военную миссию. Тем временем командование вооруженных сил США. просит увеличить численность войск в Ираке. Кроме того, Пентагон только что направил три военных корабля к побережью Либерии. Так что департамент обороны США теперь вынужден играть в игру SPQR.

Эти факты, которые в целом выглядят весьма неприглядно, должны навести представителей конгресса на соответствующие мысли. Пентагон прилагает огромные усилия к тому, чтобы оказать давление на правительства стран, провозглашающих себя друзьями Соединенных Штатов, и заставить послать свои войска в Ирак, Афганистан и Либерию, но эти попытки пока не приносят ощутимых результатов. Единственная страна, оказывающая США реальную помощь, - это Великобритания. Она посылает в горячие точки свои наземные войска, обеспечивая боевым подразделениям тыловое прикрытие, и, кроме того, взяла на себя дополнительные обязательства по поддержанию мира, начиная с Балкан и кончая Сьерра-Леоне. Польша тоже взяла обязательства по обеспечению спокойствия в Ираке и, как сообщает Wall Street Journal, планирует направить в 22 страны свой военный контингент численностью в 9 тыс. человек для оказания технической и военной помощи подразделениям США. Представляет интерес и то, как американское командование распорядится латышскими подразделениями, размещенными в центральной части Ирака, и как проявят себя эти подразделения, когда они станут объектом нападения противника.

В военном отношении - при этом оставим на время в стороне политические дебаты относительно того, должны мы были вводить в эти страны свои войска или нет, - на основании этих неприглядных фактов можно сделать два одинаково неутешительных вывода.

Во-первых, учитывая возрастающие масштабы военных акций в различных частях мира, Соединенные Штаты нуждаются в создании более широкой военной коалиции, которая не ограничивалась бы лишь силами Великобритании. И прежде всего, у США возникает потребность во взаимодействии с сильными армиями, которые были бы способны послать свой контингент численностью не менее 25 тыс. человек в регионы Юго-Западной Азии. Но из 190 национальных армий мира число действительно боеспособных вооруженных сил можно пересчитать по пальцам одной руки. Израиль, Китай и Tайвань не будут участвовать в акциях США. Южная Корея едва способна справиться со своими внутренними проблемами и в вопросах обороны рассчитывает лишь на помощь США. Япония сильно скована как психологическим, так и конституционным факторами. Участие в альянсе с США армии Пакистана и ее появление в Ираке привело бы к массовым беспорядкам в самой стране. Расширение турецкого контингента рассматривалось бы как карательная акция, направленная на курдских повстанцев. Остаются армии Индии, России, Франции, Германии и Италии - но четыре из этих пяти стран выступили против войны в Ираке, поэтому за то, чтобы теперь получить от них помощь, нам придется слишком дорого заплатить. Сейчас это стало уже очевидно. Конечно, Соединенные Штаты могут всегда "действовать в одиночку", но это всегда сопряжено с большими трудностями как политического, так и экономического характера.

Во-вторых, должны быть пересмотрены сами принципы осуществления американского военного присутствия за рубежом, и усовершенствована система их долгосрочного пребывания в критических точках. Скорее всего, американскому командованию придется обратиться к системе, разработанной в конце XIX в. британским военным министром Эдвардом Кардуэллом, для обеспечения постоянной потребности в отправке войск за границу. Согласно этой системе, один батальон британского полка направлялся, к примеру, в Афганистан или в Месопотамию на два или три года, в то время как второй батальон оставался дома, в полковых казармах, набирая новых добровольцев, и ожидал своей очереди отправки за рубеж. По такому же принципу функционировали и римские легионы - он обеспечивал и постоянную дислокацию военного подразделения (что способствовало и укреплению морального духа полка) и придавал ему мобильность, позволяя оперативно решать стратегические задачи. Не обходилось и без крупных поражений, таких, как разгром римлян в германских лесах или британцев в ущелье Kибер. Но несмотря на это, такой принцип был достаточно эффективен и позволял быстро восстанавливать утраченные ресурсы. Однако и Рим, и Великобритания были империями, которые прошли долгий путь, прежде чем обрели свое могущество.

Так какое же будущее ожидает американскую демократию? Где США придется размещать на длительное время свои войска - на северо-западной границе или в находящемся во власти болезни порту в Западной Африке? Когда нас обвиняют в имперских амбициях, мы отчаянно отвергаем эти обвинения, и я полагаю, что наши чувства при этом вполне искренни. Но если мы все более напоминаем империю, действуем как империя и делаем имперские заявления, то рано или поздно мы ею действительно станем.

Пол Кеннеди - профессор истории Йельского университета, автор и издатель 16 книг, включая знаменитую "Взлет и падение великих держав".

Источник: Yomiuri


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru