"14 августа члены ультраконсервативной православной организации "Божья воля" ворвались на выставку, которая только что открылась в легендарном выставочном зале "Манеж" в Москве", - повествует в своей статье в The New York Times Майкл Ходарковски, профессор истории в Университете Лойолы (Чикаго). Это была ретроспектива российского искусства авангарда 50-60-х годов ХХ века. "Непрошеные гости разбили несколько работ, выкрикивая, что экспонаты оскорбляют христиан, а высмеивание религии наказуемо по Уголовному кодексу. Были повреждены четыре линогравюры и часть скульптуры-инсталляции "Отсечение головы Иоанну Крестителю", - говорится в статье.
Автор отмечает: "Члены "Божьей воли" не впервые применили физическую силу против людей или мероприятий, которые, в их понимании, являются антихристианскими и антирусскими. Но применение насилия против авангарда имеет особое эхо в советской истории. При Сталине советская власть не терпела никаких форм искусства, которые отклонялись от одобренного государством социалистического реализма".
Ходарковски напоминает о выставке в 1962 году в Манеже (Хрущев возмутился, кричал, что даже его внук рисует лучше, и неприлично ругался. Выставку немедленно закрыли), а также о последующих попытках выставить неофициальное искусство, которые столкнулись с гонениями.
Неудивительно, что недавний инцидент задел за живое тех россиян, которые помнят о судьбе авангардного искусства в СССР. "Но этот эпизод также демонстрирует отличия путинской России от СССР. Грубую и тяжелую руку советского полицейского государства сменили ультраправые организации типа "Божьей воли", которые прибегают к запугиванию и насилию. В каком-то смысле государство отдало ультраконсервативным группам и организациям "на подряд" свою роль блюстителя морали", - пишет газета.
Автор замечает: "Официальный представитель Московского Патриархата запоздало дистанцировал Церковь от этой организации, а несколько правительственных чиновников раскритиковали нападение на выставку в Манеже, но воздержались от открытого осуждения".
И все же, на взгляд автора, налицо резкий контраст между реакцией правительства на "ненасильственную акцию протеста Pussy Riot и насильственные действия "Божьей воли". Три члена Pussy Riot были приговорены к тюремному заключению. "Напротив, членам "Божьей воли" и их лидеру никогда не предъявлялись уголовные обвинения", - говорится в статье.
"Кремль, отчаянно желая спасти свою несостоятельную политическую систему, все больше смещается вправо", - заключает автор. Он считает, что это опасная игра: "Однажды Кремль, возможно, обнаружит, что кукловоды вдруг стали марионетками в руках тех, кем раньше управляли".