В то время как судьба резолюции ООН в руках Великобритании и Соединенных Штатов, а европейская инициатива, вероятно, будет исходить от правительства Ирландии, очередного председателя ЕС, МИД Италии, как кажется, избрал иной путь в этом новом дипломатическом сезоне, начавшемся с обострением иракского кризиса.
Курс, сформулированный в эти дни министром иностранных дел Франко Фраттини, касается арабских стран. Цель: поддерживать тесные контакты со странами Средиземноморья и умеренными арабскими странами, идущими на диалог - их можно с большой пользой привлечь к инициативам на этом новом этапе.
До конца апреля Сильвио Берлускони встретится с российским президентом Владимиром Путиным, а может быть, и с Джорджем Бушем. Министр Фраттини направится вначале в Нью-Йорк и Вашингтон для переговоров с госсекретарем Колином Пауэллом, а затем встретится с главой внешнеполитического ведомства Франции Мишелем Барнье. Не исключено, что Италия подпишется под документами или призывами, целью которых станет поиск путей выхода из иракского кризиса, но в МИД Италии подчеркивают, что Рим пока не занимается разработкой каких-либо конкретных инициатив.
Но министр понимает, что "итальянским фронтом" может стать Средиземноморье. Первые шаги в этом направлении несколько месяцев назад предпринял Берлускони, попытавшийся наладить диалог с Каддафи. И не случайно, что после того, как возникла кризисная ситуация в Насирии, Фраттини обратился за помощью к своему иранскому коллеге Харрази, а вчера провел переговоры с генеральным секретарем Лиги арабских стран Амром Мусой.
В заключительном коммюнике говорится, что Италия высоко оценивает заявления генерального секретаря ЛАС по иракскому кризису и в особенности его призыв к умеренности и сотрудничеству с целью восстановления в стране мира и порядка. Амр Муса также пояснил, что ЛАС готова" оказать посреднические услуги для налаживания конструктивного диалога на переходный период в Ираке".
Вместе с тем Италия не одинока на "южном фронте". В этом же направлении продвигается и Испания, и в Риме прекрасно понимают, что на данном этапе Сапатеро и его министр иностранных дел Моратинос своими заявлениями о выводе войск могут существенно повлиять на ситуацию не только в Средиземноморье, но и в Европе в целом, а также в Совете Безопасности, в котором в эти месяцы Испания обладает статусом непостоянного члена.