Захват заложников усиливает антивоенные призывы
Париж. Новая волна похищений в Ираке в сочетании с эскалацией насилия испытывает на прочность решимость ближайших союзников Вашингтона и таких стран, как Польша и Украина, участвовать в боевых операциях.
Последние события придают силы партиям антивоенной оппозиции и создают существенные политическое проблемы для правительств Южной Кореи и Австралии, среди прочих, которым в этом году предстоят выборы.
Когда правительства 35 стран в прошлом году приняли решение об участии в оккупации Ирака, для многих из них это была миротворческая или гуманитарная миссия. Но в последние дни обстоятельства изменились. Теперь это все больше похоже на вероломную войну.
"Когда люди видят трагические сцены гибели солдат, давление в пользу выхода усиливается", - сказал премьер-министр Польши Лешек Миллер.
Похищение троих японцев - двоих работников гуманитарной миссии и одного журналиста - продемонстрировало, что угроза распространяется и на невоенных технических служащих, находящихся в Ираке. Похоже, эти похищения - это новая стратегия, которую повстанцы намерены использовать для оказания давления на союзников Америки, чтобы вынудить их к отступлению.
Ясуо Факуда, главный секретарь кабинета министров Японии, сказал в четверг, что причин для отвода японских войск из Ирака нет.
Фукуда потребовал освобождения заложников и добавил, что японские подразделения в Ираке отвечают за гуманитарную помощь.
Польша, которая контролирует одну из четырех военных зон в Ираке, в последнее время вынуждена сдерживать выступления. Польские и болгарские солдаты отражали попытку вооруженных повстанцев захватить здание городского совета в священном городе шиитов Кербела.
"Ситуация здесь значительно ухудшилась, - заявил Тадеуш Ивинский, госсекретарь Польши в телефонном интервью. - Я хочу верить, что это только признак переходного периода".
Ивинский сказал, что в начале операции Польша не ожидала таких масштабных действий мятежников. Польская зона была "самой спокойной" из четырех, но сейчас там стало очень опасно.
Подобно Польше, многие страны, вовлеченные в оккупацию Ирака, подтвердили свое намерение остаться в стране. Исключением стал контингент Казахстана, который, как заявил министр обороны Михаил Алтынбаев, не будет заменен новым, когда в следующем месяце выйдет из Ирака.
Более важный вопрос для стран, наиболее заинтересованных в Ираке, - Британии, Италии и Польши - откуда будут приходить новые военные подразделения, если в них возникнет необходимость.
Польское правительство в свете предстоящего этим летом
отвода испанской армии обратилось к НАТО с просьбой об укреплении войск.
"Мы пытаемся обеспечить присутствие НАТО по крайней мере в нашей зоне", - сказал он, добавив при этом, что положительного ответа на запрос пока не поступило.
Страны, стремящиеся избежать массового неодобрения со стороны своего народа, размещают войска в относительно безопасных зонах.
Южная Корея планирует отправить в Ирак 3600 солдат, что будет самым большим контингентом после США и Великобритании. Но Сеул отказался от того, чтобы направлять их в город Киркук, так межэтнические столкновения сделали эту зону опасной. Скорее всего, их разместят в более спокойном месте.
Размещение войск стало одним из ключевых вопросов в избирательной компании парламентских выборов в Южной Корее.
В Австралии выборы состоятся в этом году. Оппозиционная партия настаивает, чтобы австралийские войска были выведены из Ирака к Рождеству.
Из всех союзников США с самыми тяжелыми условиями столкнулись украинские солдаты. Один украинский солдат был убит во время боевых действий в Эль-Куте.
Украинские войска покинули Эль-Кут, эвакуировав при этом 20 гражданских служащих из США, Великобритании и Польши.