Китайское правосудие вынесло еще два смертных приговора в отношении тибетцев, пишет Федерико Рампини в статье, напечатанной в газете La Repubblica.
Вчера государственное агентство новостей "Новый Китай" сообщило о том, что два тибетца признаны виновными в участии в нападениях и погромах, в ходе которых погибли китайцы хань (самая многочисленная этническая группа в Китае), и приговорены к смертной казни. События, о которых идет речь, имели место во время мятежа, вспыхнувшего в прошлом году в Тибете и подавленного китайской армией и спецподразделениями. Жестокое подавление восстания тибетцев нанесло ущерб имиджу Китая как раз накануне проведения Пекинской летней олимпиады. По всей Европе и Америке прокатились протибетские выступления. Китайское правительство отреагировало, обвинив Далай-ламу в подстрекательстве к мятежу с целью отделения Тибета от Китая.
С тех пор нормализация ситуации в Тибете проводилась по двум направлениям. Внутри страны полиция осуществила тысячи арестов, тибетские монахи депортировались в трудовые лагеря и подвергались "идеологическому перевоспитанию". В феврале 76 арестованным были вынесены приговоры: от трех лет тюрьмы до пожизненного заключения. Все процессы проходили при закрытых дверях, обвиняемые были лишены права на защиту. На целый год Тибет был изолирован: зарубежные наблюдатели не могли попасть в этот горный район.
На международной арене пекинская дипломатия приложила усилия к тому, чтобы изолировать Далай-ламу. Любая страна, осмелившаяся принять у себя тибетского лидера, подвергалась угрозам и осуждению. Многие поддались на эти угрозы, принимая во внимание экономическую мощь КНР. Автор статьи приводит пример с президентом Франции Николя Саркози. В прошлом году Пекин сорвал двусторонний саммит с ЕС, чтобы "наказать" Саркози после визита Далай-ламы во Францию. И вот на Лондонском саммите G20 французский президент встретился с Ху Цзиньтао и подписал декларацию о принадлежности Тибета Китаю. Парижская пресса расценила этот жест как проявление унизительной покорности.