"Я буду заниматься челночной дипломатией на Ближнем Востоке столько, сколько понадобится", - заявил в интервью Time экс-премьер-министр Великобритании, а ныне посредник "ближневосточного квартета" Тони Блэр. Урегулирование палестино-израильского конфликта внесет большой вклад в разрешение общего конфликта в исламском мире, так как оно укрепит умеренные силы, подчеркнул Блэр в интервью журналисту издания Тиму Макгёрку. "Нам нужны три вещи: серьезные переговоры о плане двух государств, программа крупных реформ на Западном берегу Иордана и смягчение блокады сектора Газа", - говорит он.
Блэр возлагает надежды на желание Нетаньяху реформировать экономику и систему безопасности на Западном берегу Иордана. Он предпочитает верить, что премьер-министр Израиля, говоря об "экономическом мире", не подразумевает, что это заменит собой палестинскую государственность.
"Я целиком за участие "Хамаса" в процессе мирного урегулирования, но лишь на основе принципов, которые для нас приемлемы", - сказал Блэр, пояснив: пока "Хамас" оставляет за собой право применять силу, международное сообщество не может финансировать палестинские государственные структуры. "Если бы "Хамас" заявил, что преследует свои политические цели ненасильственными методами, международное сообщество получило бы возможность заявить, что выход есть", - отметил Блэр.
По мнению Блэра, блокада сектора Газа неэффективна, так как "Хамас" получает по туннелям все что угодно, а гражданское общество оказывается в невыгодном положении. Необходимо восстановить дома и инфраструктуру Газы, заметил он.
Последние полгода мирные переговоры стояли на месте из-за передачи власти в Израиле и США, а также проблем в палестинском лагере, но ближайшие два месяца станут решающими, полагает Блэр. "Если умеренные палестинцы продемонстрируют, что путем диалога с Израилем можно продвинуться вперед, их позиции окрепнут. Если они вступят в диалог и никуда не продвинутся, их позиции ослабнут", - замечает он. По мнению Блэра, на Ближнем Востоке урегулирование отчасти даже проще, чем в Северной Ирландии, поскольку большинство единодушно поддерживает план двух государств.