"Между Таджикистаном и Узбекистаном возможен военный конфликт", - пишет Маркус Бенсманн в материале для Tageszeitung.
"Узбекистан хочет предотвратить сооружение гигантской Рогунской ГЭС в Таджикистане. Поскольку Узбекистан находится ниже по течению Амударьи, Ташкент озабочен вопросом неограниченного притока воды. Поэтому 1 апреля Узбекистан прекратил поставки газа в Таджикистан", - сообщает газета.
"Конец газовых поставок фатален для экономики Таджикистана", - сообщает автор. "Алюминиевые заводы, годовое производство которых достигает 500 тыс. тонн и составляет 70% таджикского экспорта, вынуждены были существенно сократить производственную мощность", - уточняет он.
"Спор касается также транспортных путей. Узбекистан убирает рельсы, связывающие южную провинцию Таджикистана с международной железнодорожной сетью. По ним также транспортировались грузы в Афганистан", - продолжает автор.
"Без этой железнодорожной ветки снабжение большей части населения Таджикистана оказывается под угрозой. Кроме того, снижается шанс Таджикистана сыграть более важную роль при уходе НАТО из Афганистана. Правда, страна с помощью международных кредитов отремонтировала большую часть дорожной сети, но железная дорога остается наиболее безопасным и недорогим путем", - говорится в статье.
НАТО утверждает, что этот конфликт не затрагивает его интересы. "Мы не перевозим товары через эту границу между двумя государствами", - успокаивает сотрудница брюссельского представительства НАТО. "Однако, согласно анализу американского журнала Foreign Policy, опубликованному еще в декабре, в долгосрочной перспективе Узбекистан оттесняет утомительного конкурента на пути ухода НАТО", - пишет автор. По его словам, альянс таким образом "попадает во все большую зависимость от Узбекистана, несмотря на нарушения прав человека его режимом. Через Узбекистан проходит единственная железнодорожная ветка, ведущая напрямую в североафганский город Мазари-Шариф". Автор прогнозирует, что в случае снижения роли Таджикистана как партнера НАТО на северном маршруте подвоза снабжения Узбекистан может задрать цены на транзит.