Канцлер Германии Ангела Меркель выбрала правильный момент для критики действий российских властей, направленных против гражданского общества, уверен обозреватель Frankfurter Allgemeine Райнхард Везер. Озвученное на открытии Международной промышленной ярмарки в Ганновере требование "дать шанс" российским НКО было отнюдь не отступлением от тематики ярмарки. Оно, как подчеркивает автор, наоборот, ударило точно в цель: в последнее время экономические интересы Германии в России стали достаточно часто противопоставляться вопросу соблюдения прав человека.
Берлину, многим связанному с Москвой, не может быть безразлично, пишет автор, что "президент Путин продолжает систематически ограничивать и без того сильно ограниченное правовое поле гражданского общества в России и навешивать ярлыки преступников на демократическую оппозицию". Немецким компаниям, говорится в статье, "есть дело до того, является Россия правовым государством или нет".
"Там, где царит произвол и свободная трактовка права в отношении собственных граждан, в безопасности чувствовать себя не могут и иностранные инвесторы". Для российско-немецких отношений во всех областях большое значение имеет то, каким же образом устроена Россия. Ведь Путин уже неоднократно демонстрировал странам, которые слабее России, что и с ними он поступает так же, как с собственными гражданами. Конечно, с Германией, отмечает издание, подобное не пройдет, но и доверительных отношений на долгосрочную перспективу также не будет.
"Не следует питать иллюзий, - предупреждает автор. - Никакая четкая критика с Запада не заставит Путина вдруг начать соблюдать демократические правила". Для него и остальной части российского руководства, говорится в статье, от этого зависит многое, в том числе и их материальное благосостояние.
А то, что Меркель затронула темы, о которых российская сторона предпочитает не говорить, да еще и в том месте, где речь идет о крайне важном для России сотрудничестве - экономическом, действительно стало самым настоящим сигналом, подытоживает Везер. "С одной стороны - Кремлю, который без таких вот напоминаний не старался бы даже поддерживать в России видимость демократии, с другой - людям, придерживающимся демократических ценностей".