Наследие Тэтчер - это разобщенность общества, эгоизм частного сектора и культ алчности, утверждает The Guardian в редакционной статье. По мнению газеты, все эти явления - не что иное, как "оковы человеческого духа".
Правда, еще более 20 лет назад Консервативная партия выпихнула Тэтчер в отставку, сочтя ее помехой для победы на выборах. "Но и ныне общественная жизнь Великобритании в поразительной степени обусловлена спором между теми, кто хочет продолжить или усовершенствовать начинания Тэтчер, и теми, кто хочет смягчить этот курс или обратить его вспять", - говорится в статье. При жизни Тэтчер была ключевой фигурой на протяжении 30 лет, и, возможно, ее ждут еще 30 лет посмертного влияния.
Главное в Тэтчер - она была политическим бойцом, фанатично убежденным в своей правоте и в своих идеалах. "Она, не дрогнув, наживала себе врагов, и они давали ей отпор. При ее власти произошли самые серьезные в ХХ веке городские бунты, одна из самых разобщающих забастовок новейшего времени и самое наглое в ХХ веке покушение на жизнь премьер-министра (к счастью, она уцелела)", - говорится в статье.
Чем газета объясняет политический закат Тэтчер? Первое - конфронтация из-за ее идеи подушного налога ("пагубного и несправедливого", по формулировке издания). Граждане заключили, что премьер руководствуется своими убеждениями, но не голосом разума. Второе - политические битвы европофилов с евроскептиками. В начале карьеры Тэтчер была прагматичным европофилом, но затем стала относиться к Европе все сварливее. Это повлекло катастрофические последствия для ее статуса лидера, для Консервативной партии и для Британии в целом, считает газета: "кроме Блэра в первые годы, все британские лидеры чувствуют, что Тэтчер незримо стоит за их спинами при общении с Европой".
Стремилась ли Тэтчер к гармонии, как уверяла сама? "Возможно, какое-то время она говорила это искренне, но в долгосрочной перспективе ее понимание гармонии было основано преимущественно на интересах британского бизнеса в ее трактовке", - пишет газета. Тэтчер презрительно относилась к общественному сектору, при ней развился "культ коммерческого успеха как фундамента правильно устроенного общества". В итоге ее финансовая модель - низкие налоги, частное домовладение, приватизация, большие выбросы парниковых газов, собственничество, индивидуализм, принцип "победитель получает все" - потерпела крах. Напротив, опыт Германии доказал: "динамичное развитие экономики возможно без "разбазаривания" единства общества", по выражению газеты.
Тэтчер инстинктивно предпочитала разобщать людей и невысоко ставила общины и общественные связи, считает газета. "Она не выносила беспорядков, упадочничества и дурного поведения, но она была императрицей социально-культурной атомизации, породившей все эти явления", - говорится в статье.
Что теперь? "Возвращение в послевоенный период, неудачи которого пришлось преодолевать Тэтчер, невозможно. Но не стоит и возвращаться к решению, которое предложила Тэтчер, - оно тоже неудачно", - считает газета.