31 марта 1987 года советские телезрители увидели ошеломляющее зрелище - британский премьер Маргарет Тэтчер 50 минут "вязала в узлы" троих опытнейших советских пропагандистов, пишет колумнист The New York Times Билл Келлер. В своем телеинтервью Тэтчер переключалась с твердой дипломатии на терпеливые объяснения в стиле школьной учительницы, в том числе сообщала факты о ядерных арсеналах СССР, о которых советские граждане никогда не читали в своей прессе. "В момент, когда Горбачев и Рейган тешились разговорами о безъядерном мире, Тэтчер разъясняла точку зрения европейцев - дескать, последние 40 лет только ядерное сдерживание предотвращало войну", - говорится в статье.
По мнению автора, русским понравился стиль Тэтчер: "у них вообще неблагоразумная слабость к авторитарным правителям".
"Общество взаимного обожания", которое образовали Тэтчер и Горбачев, автор считает "одним из главных занятных феноменов" конца холодной войны. Тэтчер первой из крупных западных лидеров заявила, что Горбачев искренне хочет реформировать свою страну и что для этого надо остановить гонку вооружений. Благодаря похвалам Тэтчер Горбачев снискал доверие в Вашингтоне и столицах других западных стран.
"Со своей стороны, тот факт, что Тэтчер рано распознала искренность Горбачева, помог ей на внутриполитической арене: она приобрела репутацию лидера европейского масштаба и железного глобального прагматика", - говорится в статье.
По мнению автора, часто казалось, что Тэтчер легче поладить с Горбачевым, чем с Рейганом. Если верить историку Ричарду Альдусу, Тэтчер считала Рейгана ненадежным человеком и фантазером ("из-за его опасной, как она полагала, концепции безъядерного мира").
Сегодня же Горбачев, а не Тэтчер, в телеэфире бросает вызов кремлевской автократии, замечает автор, причем, "когда ему хочется гласности, он, как правило, обращается на BBC".