Вашингтон расширил российский "черный список": более 20 топ-персон, членов правительства и предпринимателей и более 10 важнейших предприятий лишаются доступа на американский рынок. "То, что мишенью стал Дерипаска, может иметь смысл в контексте протекционистской торговой политики США", - сказал источник FT. "В дьявольский водоворот втягиваются и неамериканские компании, которые ведут дела с Россией", - жалуется Die Presse.
Вашингтон усилил давление на Москву с помощью санкций против лиц из окружения Путина. В свете риторики президента Трампа такие меры являются удивительно жесткими, считает журналист швейцарского издания Neue Zürcher Zeitung Петер Винклер.
В пятницу США впервые предприняли масштабные целенаправленные действия против окружения российского президента: под санкции попали более 30 высокопоставленных лиц, членов правительства и предпринимателей, а также ряд важных и известных на международном рынке российских предприятий, говорится в статье.
Затронутые санкциями физические лица и компании потеряют доступ к активам в сфере влияния США. К тому же американцы и американские предприятия в целом не смогут вести с ними бизнес.
Вашингтон выбрал людей и компании из списка, который был составлен в январе по поручению Конгресса. Как тогда казалось, сделано это было с неохотой, на основе общедоступной информации. "Возможно, что казавшийся тогда безобидным список дал олигархам время спасти как можно больше своего имущества", - замечает автор.
"Пятничный маневр подчеркивает, как администрация Трампа иногда одновременно говорит двумя голосами: один исходит от президента, а другой - из его правящего окружения", - комментирует журналист.
"С момента избрания Трампа имеют место домыслы, не может ли бывший король недвижимости быть под давлением России из-за финансовых сделок и другой своей деятельности. Последние американские меры успокаивают: если на репутации Трампа и есть такие пятна, то их недостаточно для того, чтобы на долгий срок повлиять на дееспособность Вашингтона в отношениях с Москвой", - заключает Винклер.
Наблюдатели сходятся на том, что новый санкционный список США заходит дальше, чем все более ранние санкции в отношении России, пишут журналисты Financial Times. Он "изолирует людей и организации от американской торговли, финансов и инвестиций", вдобавок "санкции обязательны и для лиц, не имеющих американского гражданства; это условие может значительно усилить их воздействие".
Некоторые наблюдатели удивлены тем, что одни олигархи попали в список, а другие - нет.
"Один высокопоставленный чиновник администрации Путина сказал в воскресенье, что могло быть и хуже, поскольку Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг - два "тяжеловеса" из тех (...), кто пострадал сильнее всех, не входят в ближайшее окружение Путина". "Это удар по периферии", - сказал чиновник и добавил, что, с точки зрения Кремля, планы встречи в верхах между президентами Трампом и Путиным в Белом доме по-прежнему остаются в силе.
Вашингтонские наблюдатели озадачены, продолжает издание. "Они грандиозно наказали Дерипаску в назидание другим. Не могу понять, почему выбор пал на Вексельберга... Возможно, из-за связей с Дерипаской", - сказал Андерс Аслунд, эксперт из Atlantic Council.
Неназванный экс-чиновник российского правительства выразил мнение, что правительство США предпочло перечень имен, который был бы полезен и для других его политических шагов. "То, что мишенью стал Дерипаска, может иметь смысл в контексте их протекционистской торговой политики. Другие мишени имеют смысл, так как они хотят продвигать борьбу с отмыванием денег, с коррупцией", - сказал этот источник.
Журналисты приводят также мнение "экс-чиновника Минфина США, причастного к разработке санкций после аннексии Крыма". "Похоже, люди, работающие над этим, слегка запутались", - сказал этот источник и добавил: "У правительства США крайне невелика "штрафная скамья" по вопросу России. В итоге оно действует более-менее наобум".
"В новейший список включены несколько официальных лиц, прямо причастных к подавлению российской оппозиции", - отмечает издание.
"Очевидно, это люди, понимающие в российской политике, и [США] хотят направить персональный месседж, что это персонально антипутинский список. Они впервые упомянули дочь Путина, [ее муж Кирилл] Шамалов есть в списке, как и все пособники путинского репрессивного режима, - сказал Алексей Навальный. - Цель уже не в том, чтобы расколоть элиту, а в том, чтобы причинить боль группе элиты, близкой к Путину".
"Когда молодой бизнесмен Кирилл Шамалов женился на Катерине Тихоновой, денег ни на что не жалели", - утверждает журналист The Sunday Times Мэттью Кэмпбелл.
"Похоже, спустя пять лет для детей элиты сказка закончилась. По некоторым сведениям, Шамалов ушел от Тихоновой (и, по слухам, из-за расставания с "первой семьей" России лишился целого состояния), а теперь, по тонкой иронии судьбы, попал в санкционный список США, направленный против приятелей Путина", - продолжает Кэмпбелл.
По версии Минфина США, женившись на Тихоновой, Шамалов-младший посредством сделок с энергетическим сектором России "вступил в ряды элиты миллиардеров, окружающей Путина", говорится в статье.
Вскоре после женитьбы "Газпромбанк" (один из московских инсайдеров назвал его "банком-копилкой" для правящей элиты), предоставил Шамалову ссуду в размере 915 млн фунтов (так в оригинале. - Прим. ред.), которой он воспользовался для приобретения 17% акций "Сибура" и стал самым молодым в России миллиардером. Однако после того, как он разошелся с женой, его, по некоторым сведениям, обязали продать его долю с убытком, передает корреспондент.
То ли "Путин наказал его за то, что он оставил дочь", говорится в статье, то ли "предполагаемый развод - элемент тщательно срежиссированного обмана, затеянного, чтобы обойти санкции". Если последнее, "то уловка, видимо, не удалась", пишет Кэмпбелл.
Новые санкции администрации США метят в миллиардеров из окружения Путина. В дьявольский водоворот могут в будущем оказаться втянуты и неамериканские компании, которые ведут дела с российскими бизнесменами, пишет австрийская Die Presse.
Когда акции трех крупных промышленных компаний теряют за минуты пятую часть стоимости на биржах в Лондоне, Гонконге и Москве, очевидно, что это уже не о чисто символические жесты, отмечает автор публикации Карл Гаульхофер.
Удар пришелся в первую очередь по Олегу Дерипаске: "алюминиевый магнат" владеет акциями 8 из 12 компаний, оказавшихся в списке. Санкции больно затронут и Австрию: Дерипаска является акционером австрийского строительного концерна Strabag.
Администрация США вводит запрет на коммерческие отношения с фигурантами списка для всех американских граждан и компаний. Для "Русала" Дерипаски это не сулит ничего хорошего: на долю США приходится порядка 10% от общего оборота алюминиевого гиганта", говорится в статье.
Новые санкции целят и в "неамериканцев", которые ведут дела с русскими магнатами, попавшими в список. "С ними американцы не смогут делать бизнес, иначе им грозят штрафы и тюремное заключение", - говорится в статье.
"Этот дамоклов меч висит над инвесторами, клиентами и поставщиками. Шаг американцев заставляет теперь ломать голову и концерн VW: немецкий автопроизводитель имеет совместный завод с российским автоконцерном "ГАЗ", входящим в империю Дерипаски, - продолжает журналист. - Одним из основных клиентов "Русала" является Toyota и швейцарский сырьевой концерн Glencore".
Для российских компаний встает судьбоносный вопрос: насколько сильно санкции усложнят доступ к международному рынку капитала? Если американские инвесторы начнут продавать российские долговые обязательства, курс обрушится и возрастет задолженность по процентам. Компании могут еще больше потерять в своей биржевой стоимости, указывает автор.
Дерипаска - первая "произвольная" жертва удара возмездия Вашингтона, полагает Гаульхофер. "За ним последуют и другие. Цель Вашингтона - "российские олигархи и элита", являющиеся бенефициарами всей коррумпированной российской системы. Уже сегодня в списке значится Алексей Миллер, глава "Газпрома". Сам концерн пока санкциями не затронут. То же самое с банком ВТБ: под санкциями оказался его глава Андрей Костин, говорится в статье.
"Последний раунд американских санкций в отношении российских олигархов и политических деятелей имел целью нанести удар по ряду секторов экономики страны. Но их негативный эффект, вероятно, будет чувствоваться далеко от Москвы", - пишут журналисты Financial Times Генри Фой и Дэвид Шеппард.
"Меры, принятые в пятницу против 24 россиян и 14 компаний, запрещает гражданам США вести с ними бизнес", - говорится в статье.
Ограничения впервые распространяются на неамериканцев, которые "сознательно способствуют значительным финансовым операциям... в их интересах или от их лица". "Как говорят юристы, это может заставить банки и компании, торгующие сырьевыми товарами, опасаться производить какие-либо операции в американских долларах с теми, кто связан с подвергнутыми санкциям организациями, что наделает много шума в мировой сырьевой индустрии", - прогнозирует FT.
Так, на долю подвергнутой санкциям компании Олега Дерипаски "Русал" приходится почти 6% глобальных поставок алюминия: она является крупнейшим его производителем после Китая. Основными партнерами "Русала" выступают компании Glencore, Toyota, Volkswagen и Ford.
"Это огромное нарушение товаропотоков на алюминиевом рынке", - говорит Колин Хэмилтон, глава отдела коммерческих исследований BMO Capital Markets.
Также санкциям подвергся глава "Газпрома" Алексей Миллер. Это может осложнить его участие в будущих сделках и контрактах, отмечает издание.
В санкционном списке оказался и Владимир Богданов, глава нефтяной компании "Сургутнефтегаз". Основными партнерами компании являются Gunvor, Glencore, Trafigura, Vitol и Total.
Санкции введены и против компании Дерипаски "ГАЗ", имеющей совместное предприятие с Volkswagen, и против Виктора Вексельберга и его компании Renova Group.
"Обширный перечень санкций увеличивает неопределенность для всех компаний, которые ведут бизнес с Россией, и уводит нас еще дальше от политического решения конфликта с ней", - заявил председатель Восточного комитета немецкой экономики Вольфганг Бюхеле.