"Интересный ход", - так оценил Эхуд Ольмерт предложение ливанского премьера Фуада Синьоры о размещении ливанской армии на юге страны в попытке восстановить суверенитет государства там, где раньше командовала "Хизбаллах". "Интересный" - холодное определение, не скрывающее некоторой подозрительности. И поэтому, ожидая, какая судьба уготована ливанскому предложению в ООН наряду с другими изменениями существующего проекта резолюции, Израиль разогревает моторы масштабного вторжения, в результате которого армия должна продвинуться до реки Литани и даже дальше.
Нет, нельзя утверждать, что предложение Синьоры было встречено восторженными заявлениями в Израиле, хотя оно отражает одно из условий, выдвинутых самим Ольмертом в начале кризиса. Четыре недели назад для израильского правительства было важно, чтобы ливанская армия взяла под контроль границу с еврейским государством и приняла активное участие в выполнении резолюции ООН 1559, предусматривающей разоружение "Хизбаллах". Возможность размещения международных сил по стабилизации даже не бралась в расчет, потому что Израиль всегда с недоверием относился к вовлечению международного сообщества в его "сферу влияния".
Но после того, как к урегулированию кризиса подключились Соединенные Штаты, точка зрения израильского правительства изменилась: оно сказало "да" международным силам в поддержку ливанской армии, но если это будут "настоящие", "боевые" силы, способные заставить боевиков "Хизбаллах" разоружиться, а не "пенсионеры", как пренебрежительно характеризуется контингент наблюдателей ООН, UNIFIL, присутствующий в Ливане в 1978 году.
Раз Ольмерт говорит, что план Синьоры - "интересный ход", который "следует принять во внимание" и "все аспекты которого должны быть изучены, чтобы понять, в какой степени он может быть реализован и в какие сроки", это значит, что он не отвергает идею, он ее принимает. Он предпочитает подержать ее в подвешенном состоянии, что посмотреть, совместимо ли это предложение с проектом резолюции, плодом франко-американского соглашения, который обсуждается в эти часы в Совете Безопасности ООН.
Совершенно очевидно, что слезы Синьоры на встрече с министрами иностранных дел ЛАГ не растрогали израильских политиков. "Я видела, как Синьора плакал вчера, - сказала министр иностранных дел Ципи Ливни, - и все мы оплакиваем наших погибших, как в частной обстановке, так и на публике. Но ему следует вытереть слезы и начать действовать". Ливни выступала на заседании кнессета, где перед ней выступил спикер Далия Ицик с не менее безжалостным призывом: "Прекрати плакать и займись делом".
Но в действительности у ливанского премьера не так много возможностей, если планы израильского наступления действительно будут реализованы. Ливан ожидают довольно мрачные перспективы, если параллельно наступлению до реки Литани и дальше будет осуществляться операция по уничтожению ливанских гражданских инфраструктур, чтобы нейтрализовать обстрелы из "Катюш" (до 200 ракет в сутки) израильской территории.
План наступательных действий, ярым сторонником которого является министр обороны Амир Перец, будет обсуждаться сегодня на военном совете во главе с Ольмертом. До последнего времени этот план был заморожен в ожидании развития событий в ООН, но его реализация может начаться в любой момент, если дипломатам не удастся договориться об условиях прекращения огня. Для армии эта операция не будет легкой прогулкой - речь идет о прокладке дорог, по которым будут направлены дивизии и по которым должны осуществляться поставки для армии. Все это потребует много времени и человеческих жизней.