Ливанцы, к их несчастью, живут общинами. Их к этому подталкивает система государственного устройства, связанная с французским мандатом. Кланы маронитской общины - высоко в горах. Шиитские кланы - у ворот Бейрута и на юге. Суннитские кланы - в Триполи или Хамре. Клан генерала Ауна находится непосредственно на севере столицы: район Рабийе, на лесном склоне, - это ансамбль дорогих вилл, очень хорошо охраняемых техническими подразделениями службы безопасности. "Вокруг моей виллы было шесть терактов, три - с человеческими жертвами", - говорит генерал.
Спустя два года после его возвращения из 15-летней ссылки этот очень политизированный военный борется против общин. Его противники в правительстве после того, как он вступил в альянс с "Хизбаллой", напротив, обвиняют его в обратном. Чтобы заявить о своей позиции, Аун принял Le Temps в своем орлином гнезде, в неприступном замке, который также является штаб-квартирой его партии "Свободное патриотическое движение".
- После того, как вы нанесли поражение на выборах в прошлое воскресенье бывшему президенту Амину Жмайелю, ваши противники-марониты говорят, что вы проиграли: что вы больше не контролируете, как в 2005 году, эту католическую общину.
- Они меня смешат. Те из них, кто находится в настоящее время в парламенте, были избраны при поддержке суннитского большинства, в котором растворились христианские голоса. Наши кандидаты были в основном избраны наполовину голосами христиан, наполовину нехристиан. Но это старая манера мышления. Я готов пожертвовать 20% своей популярности, если это станет ценой за избежание конфронтации в стране. Именно этого мы пытались добиться, подписывая в прошлом году соглашение с "Хизбаллой".
- Вы желали бы, чтобы система конфессионального равновесия в государственных структурах прекратила свое существование?
- Эта система обречена, она на пути к исчезновению. Мы постепенно хотим прийти к светскости государства. Необходимо, чтобы ливанцы привыкли к осуществлению власти на основе политического выбора, а не конфессионального устройства.
- Ваш альянс с "Хизбаллой" - это не способ урегулирования споров?
- Это политическая программа! По реформе государства, по его независимости, по отношениям с Сирией, с палестинцами. "Хизбалла" предана идее ливанского гражданского кодекса. И руководитель этой партии Хасан Насралла заявил 10 дней назад, что он готов обсуждать вопрос о разоружении его движения и перемирии между Израилем и Ливаном независимо от ситуации на всем остальном Ближнем Востоке. Я ручаюсь, что наши противники, которых поддерживает Запад, не способны на такие смелые шаги.
- Но разве "Хизбалла" является самостоятельным движением: принцип Velayat al-faqih (принцип теократического государства. - Прим. ред.) не является связующей нитью с лидером иранской революции?
- Если вы думаете, что человек сделан из камня и никогда не меняется, тогда вы правы. Когда "Хизбалла" упоминала Velayat al-faqih, Самир Джааджаа, лидер Ливанских сил, говорил о христианских кантонах, а Валид Джумблат - о друзских границах. Времена изменились. "Хизбалла" сегодня всего лишь отстаивает свою долю власти.
- Влияние Сирии на Ливан сильнее, чем влияние Ирана? Вы не встречались недавно в Германии с сирийским эмиссаром, как говорят саудовцы?
- Это клевета, распространяемая мельницами лжи. Сирия играет против меня. Просирийские движения призывали в воскресенье голосовать за нашего кандидата, и это им стоило голосов.
- Считаете ли вы западные страны, Соединенные Штаты в частности, вашими противниками?
- Американцы отвергают нашу попытку вывести "Хизбаллу" из изоляции. Они без устали поддерживают правительство Фуада Синьоры. Неделю назад Джордж Буш объявил о замораживании активов тех, кто действует против "законного правительства" Ливана, легитимность которого мы оспариваем уже год. За три дня до голосования эта угроза напугала тех, кто поддерживал нас своими пожертвованиями.
-Вы призываете к созданию правительства национального единства. Вы полагаете, что единство Ливана под угрозой?
- Согласие и союз, которые мы предлагаем, являются единственным правильным путем. Но Запад этого не хочет. Я подозреваю, что Соединенные Штаты работают над дестабилизацией Ливана, после того, как они дестабилизировали ситуацию в Афганистане, Ираке, Сомали и т.д. Я действительно верю в то, что американцы желают новых столкновений в этой стране. Чтобы организовать, под прикрытием этого беспорядка, укоренение в Ливане палестинцев, которые здесь проживают, поскольку им не дадут другой страны.