"Восстановление конституционного порядка" - этим аргументом Москва обосновывала свои кровопролитные войны против Чечни, которые в 90-е годы унесли десятки тысяч жизней. Теперь ту же формулировку взял на вооружение Тбилиси в оправдание своей военной интервенции в мятежной Южной Осетии. Поскольку Россия отправила в зону кризиса свои войска, а Абхазия сообщила о своей поддержке Южной Осетии, регион сейчас оказался на пороге новой войны.
Как бы цинично - ввиду первых жертв - это ни прозвучало, но эскалация конфликта не противоречит интересам ни Грузии, ни России. Михаил Саакашвили, президент Грузии и самый близкий союзник Вашингтона в регионе, понес колоссальные внутриполитические потери - несмотря на переизбрание в январе и победе его партии состоявшихся три месяца назад парламентских выборах. Четыре года назад, встав во главе государства, он, бывшая надежда "революции роз", поставил перед собой цель вернуть Южную Осетию и Абхазию под грузинское влияние. Военная интервенция может являться попыткой навести порядок у себя дома - и, кроме того, подкрепить претензии на членство Грузии в НАТО.
Россия снова использует кризис, чтобы выступить героической защитницей своих соотечественников в соседних республиках, находящихся в опасности. Это дает пищу национализму территориально обкорнанной великой державы. Такие конфликтные регионы, как Абхазия, Южная Осетия или Приднестровье, уже давно стали для России полигоном, где она проводит свои эксперименты по влиянию на политику в так называемом ближнем зарубежье. Поведение Москвы не в последнюю очередь является также ее реваншем по отношению к Западом, поддержавшему независимость Косово, которой сопротивлялась Россия.
За последние месяцы столкновения между Москвой и Тбилиси уже случались. Теперь Западу аукается отсутствие у него какой-либо концепции в отношении подобных конфликтов. Еще существует возможность предотвратить наихудшее - например, через переговоры между Россией, Грузией, Северной и Южной Осетией под эгидой ОБСЕ. Если заинтересованные стороны на этой пойдут.