Западная пресса продолжает комментировать снижение кредитного рейтинга США и обвал на фондовых рынках. Некоторые обозреватели употребляют термин "кризис". И все же живучесть американской экономики остается самой надежной ставкой в ненадежном мире.
"Снижение влияния" - так назвала свою редакционную статью The Times. Снижение кредитного рейтинга США - знак, что экономическое господство Запада оказалось под сомнением, считает издание.
Небольшое снижение рейтинга не лишит доллар статуса резервной валюты, но косвенные последствия будут намного серьезнее: они пророчат долгосрочное ослабление влияния США в мире. Китай вряд ли будет держать сбережения в облигациях США и уже принимает меры для повышения значения юаня на международных рынках. "Итак, события минувшей недели - начало перераспределения экономических сил", - заключает британское издание, призывая американских и европейских политиков срочно устранить последствия былого мотовства.
"Рынки велят Обаме заткнуться", - утверждает в заголовке редакционной статьи Washington Times. Издание сетует, что в понедельник Обама опоздал на собственное выступление в прямом эфире, призванное восстановить уверенность. Более того, прямо во время речи Обамы индекс Dow Jones возобновил падение. "Рынок закрылся падением на 634 пункта. Это был вотум недоверия", - заключает издание.
В речи Обама заявил, что ценные бумаги США остаются одними из самых надежных, а выход из проблем с госдолгом - в налоговой реформе и реформе медицинского страхования. "Президент отказывается признавать, что сам является частью проблемы", - комментирует газета. "Он предпочел не упоминать о своей ненасытной жажде швыряться заемными деньгами", - замечает издание. По мнению газеты, ни один президент не наносил американскому духу предпринимательства такого вреда, как Обама. А в ответ на слова президента, что Америка всегда будет "страной с рейтингом ААА", газета саркастически замечает: "Был бы у нас еще лидер с рейтингом ААА...".
"Правда, которая стоит за снижением рейтинга", - гласит заголовок редакционного комментария Washington Post. По мнению издания, агентству S&P следовало бы покаяться: "Как-никак оно сыграло одну из главных ролей в подогревании кризиса 2008 года, тень которого продолжает нависать над мировой экономикой". Тогда S&P не предостерегало о неминуемой опасности, а, наоборот, благословляло финансовые инструменты на основе ипотечных кредитов, которые в итоге оказались мусором.
Но теперь, по мнению издания, "S&P верно оценило проблемы американской экономики: бюджетные расходы слишком велики, доходы остаются неустойчиво низкими", среди политиков раздоры. Чтобы предотвратить дальнейшее снижение рейтинга, нужно пересмотреть социальные программы и повысить доходы бюджета за счет налогов, рекомендует газета.
"Чем нынешний кризис отличается от кризиса 2008 года", разбирает в своей статье в Wall Street Journal редактор одного из отделов газеты Франческо Геррера. Параллели с 2008 годом напрашиваются, но это чревато опасными заблуждениями, предостерегает он.
Геррера находит три кардинальных различия: 1) кризис 2008 года начался снизу, а нынешний - сверху: бизнес и финансисты перестали доверять правительствам. 2) Проблема на сей раз - не в чрезмерных тратах благодаря дешевым кредитам, а в том, что потребление и инвестиции растут вяло; 3) Кризис 2008 года можно было устранить лишь путем денежных вливаний из бюджета. Теперь же проблема в недоверии игроков финансового рынка друг к другу и к способности правительств стимулировать экономический рост. Поэтому впрыскивание ликвидности бессмысленно.
Автор надеется, что проблему решат сами рыночные механизмы: "Рано или поздно активы настолько подешевеют, что в инвесторах и в компаниях проснется жажда деятельности". Возможно также, что политики осуществят реформы, которые оживят спрос и рост инвестиций.
"С глобальным лидерством США покончено? Вряд ли", - пишет обозреватель The Guardian Саймон Тисдолл. Прошлая неделя выдалась неудачной для США, и комментаторы поспешили найти симптомы эрозии американской мощи, поясняет он.
Первый удар по самолюбию США - резкие упреки из уст Китая, который осудил Вашингтон за безрассудное мотовство. Второй удар нанесли талибы, сбив в Афганистане американский вертолет. Эта трагедия противоречит версии Обамы, что в Афганистане США берут верх и афганцы готовы управлять собственной страной, а также опровергает миф о непобедимости армии США, говорится в статье. Третий удар нанес президент Асад - усилил гонения, хотя США осуждают подавление восстания в Сирии. Это знак, что влияние США на Ближнем Востоке слабеет.
И все же лидерство США еще не уходит в прошлое, считает автор. Он ссылается на мнение Дуга Сандерса, обозревателя Globe and Mail: живучесть американской экономики и гособлигаций остаются самой надежной ставкой в ненадежном мире, а военная и дипломатическая мощь США не имеют себе равных. Америка имеет "привычку вскакивать со стола в морге, и я бы не торопился ее отпевать", заключает Сандерс.