В современной России идет идеологическая борьба между сторонниками либерального развития и теми, кто выступает за полный разрыв с Западом. Неправительственные организации играют этой битве особую символическую роль, передает специальный корреспондент Le Monde Петр Смоляр.
Все, что неподконтрольно государству, вызывает у властей подозрения, пишет журналист. В ноябре 2012 года российские законодатели пошли на беспрецедентный шаг, обязав некоммерческие организации, занимающиеся "политической деятельностью" и получающие финансирование из-за рубежа, регистрироваться в качестве "иностранных агентов".
"Этот закон необходим, поскольку некоторые хотят выдать мнение Госдепартамента США за мнение гражданского общества", - объяснил Le Monde автор законопроекта, депутат от "Единой России" Александр Сидякин.
Законотворец не уточнил, что он имел в виду под "политической деятельностью", оставив широкое пространство для произвола. "Это дискриминационный закон, - пояснил изданию заместитель исполнительного директора ассоциации "Голос" Григорий Мелькольянц. - Политикой считается все, от защиты черепах до проведения социологических исследований!"
Весной власти были вынуждены констатировать, что ни одна НКО не зарегистрировалась в качестве иностранного агента. Гражданское общество проявило солидарность, и тогда профильные ведомства начали крупномасштабные проверки. 9 июля генпрокурор Юрий Чайка доложил Владимиру Путину, что из 2 тыс. НКО иностранные деньги получали 215.
Несмотря на суровый закон, российские НКО успели адаптироваться к новым условиям, рассказал корреспонденту создатель сайта ovdinfo.org Григорий Охотин: "Они хотели закрыть или приструнить некоторые организации. Но в результате никто не исчезнет. Сильнейший шок вызвал интеллектуальную мобилизацию".
Теперь российские власти столкнулись с дилеммой: чем заменить иностранное финансирование НКО? - сообщает автор. Деньгами частного капитала? Предприниматели слишком сильно бояться вызвать недовольство Кремля. Остаются бюджетные средства.
Как это ни странно, многие НКО не против государственного финансирования. "Мы им сказали: "Вы хотите честные выборы? Тогда финансируйте нас, мы продолжим делать то, что делали", - объясняет позицию "Голоса" Мелькольянц. - Если они откажутся, то все увидят, чтобы это был всего лишь повод для репрессий".