Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 декабря 2000 г.

Редакция | The Wall Street Journal

Показательный процесс в Москве

Красное знамя Победы, взвившееся над Берлином в годы Второй мировой войны, вновь стало знаменем российских вооруженных сил. Советский гимн с новыми словами должен стать гимном Российской Федерации. А теперь и американец, осужденный за шпионаж впервые с момента окончания холодной войны, был приговорен к 20 годам колонии строгого режима в ходе судебного процесса, больше похожего на сталинские показательные процессы, чем на продукт современной демократии, где закон превыше всего.

В среду судья Нина Баркова зачитала приговор - 20 лет, а в это время бывший офицер военно-морской разведки Эдмонд Поуп стоял за стальной решеткой в заде суда, держа за руку свою жену Шерил. Это было последнее и самое легкое унижение из всех, которые ему пришлось перенести.

Поуп болен редкой формой рака костного мозга, и его болезнь, вероятно, обострилась за 8 месяцев пребывания в суровых условиях, когда ему отказали в необходимой медицинской помощи. Его адвокатам не разрешили подвергнуть перекрестному допросу свидетелей обвинения; почти все ходатайства защиты судьей отвергались. Поуп был вынужден воспользоваться услугами переводчика, предоставленного ФСБ. Ему не разрешили ознакомиться с некоторыми из предъявленных ему обвинений, поскольку, по словам следователей, они имеют гриф "секретно".

Нарушил ли Поуп какой-либо из действующих российских законов, мы сказать не можем. Однако, судя по методам, используемых российским государством, совершенно очевидно, что российское правосудие вернулось к советской практике. В самом деле, до судебного процесса над Поупом тот факт, что на высоких правительственных постах так много выходцев из КГБ, вызывал лишь легкое беспокойство. Теперь это можно расценить как серьезную угрозу американо-российским отношениям и законности.

Поуп был арестован в апреле этого года, и его обвинили в покупке секретных документов о высокоскоростной российской торпеде "Шквал". За восемь лет он приезжал в Россию более двух десятков раз - в последний раз Поуп был там по делам двух частных компаний, занимающихся изучением военно-морской техники. Адвокаты Поупа утверждают, что документы, о которых идет речь, были общедоступными (некоторые чертежи были даже опубликованы в учебниках), и что именно заинтересованное российское агентство предложило Поупу заключить сделку, а не наоборот. Однако, принимая во внимание неоднозначность толкования российских законов и придание этому делу политического характера, Поуп с самого начала был обречен.

Тут возникает другой, заслуживающий внимания вопрос: все ли сделало американское правительство, чтобы не допустить превращения процесса над Поупом в политический. Президент Клинтон выразил Москве свою "обеспокоенность", а Мадлен Олбрайт затрагивала этот вопрос в ходе своих встреч с президентом Путиным. Однако эти протесты были выражены в форме обычных для Запада сетований. Подобные вопросы не должны были негативно отразиться на "многосторонних отношениях" с Москвой, как назвал их вчера официальный представитель Белого дома. Возможно, даже вероятно, что госдепартамент предпринял шаги, о которых он не хочет говорить. Тем не менее, очень смущает, если не сказать тревожит, тот факт, что у США оказалось столь небольшое влияние, что подобное цирковое представление все же состоялось.

Нельзя сказать, что администрация Клинтона должным образом отстаивает справедливость как дома, так и за рубежом. Однако ситуация, если США позволят России спокойно возвратить к жизни методы времен холодной войны, становится очень опасной. Процесс над Поупом следует рассматривать как свидетельство глубокой паранойи российских спецслужб, которая вновь проявилась именно теперь, когда они имеют своего человека у руля России. Российская политическая элита явно стремится скрыть свои собственные ошибки и успокоить сильно разочарованных граждан, вновь создав образ врага-Америки. Перед лицом такой угрозы можно оправдать почти все, даже чеченскую бойню.

Ошибка Билла Клинтона и его специального уполномоченного по России Ала Гора состояла в том, что русским все это далось слишком легко. Их ответ на недостойное поведение России состоял в том, что они отбросили все свои проявления недовольства и приложили все усилия к поддержанию "многосторонних отношений", одновременно выделяя Москве еще больше денег. Процесс над Поупом заставляет предположить, что подобный мягкий подход не принес администрации Клинтона лучших результатов по сравнению с любыми другими, кто пытался иметь дело с Россией.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru