Ванесса Редгрейв, актриса и политическая активистка, настаивает на том, чтобы Великобритания предоставила убежище чеченскому лидеру, которого русские обвиняют в терроризме. Она утверждает, что его убьют, если он вернется в Москву.
Рискуя ухудшить отношения между Тони Блэром и Владимиром Путиным, мисс Редгрейв заявила вчера, что Ахмед Закаев, известный у себя на родине актер, не может вернуться домой, чтобы предстать перед судом.
"Если его отошлют в Москву, он исчезнет - его будут пытать, а потом мимоходом скажут на брифинге: "К сожалению, врачи констатировали у г-на Закаева сердечный приступ" или что-то в этом роде", - сказала она.
Ванесса Редгрейв, активистка борьбы за права человека и сторонница Чечни, больше известная тем, что является представителем увенчанной Оскарами актерской династии, сказала, что с января Закаев несколько раз гостил в ее доме. Она уверена, он не террорист, и когда ночью в четверг его арестовали в Хитроу, внесла 50 тысяч залога, чтобы его выпустили из тюрьмы.
Ахмед Закаев, 43 лет, в эту среду предстанет перед магистратским судом на Бау-стрит в Лондоне, поскольку Британия ожидает от Москвы официального запроса о его экстрадиции. Дания на подобный запрос уже отказала, основываясь на недостаточной доказанности вины. Теперь Москва оказывает на британское правительство давление, чтобы казус не повторился. Российское правительство дало понять, что Британия обязана помочь его "борьбе с террором", выдав Закаева - представителя взбунтовавшегося законного президента Чечни, Аслана Мосхадова.
Несмотря на настойчивые уверения Министерства иностранных дел, что этот вопрос никак не повредит англо-российским отношениям, один из влиятельных советников Российской Думы сказал вчера в интервью BBC: "Москва ожидает, что Запад, и в особенности Великобритания, продемонстрирует свою солидарность с попытками Москвы совладать с терроризмом и побороть чеченскую оппозицию. Это вопрос принципа, и хотелось бы видеть с британской стороны больше участия".
В попытке смягчить российский гнев Министерство иностранных дел Великобритании высказалось в том смысле, что датский юридический прецедент на решение британского суда не повлияет. Однако остается неясным, попросит ли г-н Закаев политического убежища, - если да, то дипломатический скандал усилится.