По Европе снова бродит призрак: на этот раз не коммунизма, а прямой демократии, пишет обозреватель Sueddeutsche Zeitung Хериберт Прантль.
В Баварии он гонит курильщиков на улицы, освобождая от сигаретного дыма питейные заведения и рестораны. В Ирландии призрак распевает национальный гимн, широким жестом отправляет текст общеевропейской конституции в мусорку, оставаясь, правда, не до конца уверенным в правильности своего решения. Через какое-то время он достает его обратно, старательно разглаживая помятости. А в Швейцарии он демонстрирует религиозную нетерпимость, стирая с лица земли минареты. "Сфера деятельности нынешнего призрака, - с печальной иронией констатирует Прантль, - простирается от сигарет до минаретов".
При этом, продолжает автор, современного призрака, в отличие от его коммунистического предка, не так легко пристроить к какому-то политическому крылу. Он то правый, то левый, то конструктивный, то деструктивный; может быть как прогрессивным или консервативным, так и отчасти реакционным.
Некоторые видят в новом явлении "больше демократии", другие - опасность для правового государства. И это, по мнению автора, самое непонятное в новом призраке: и те и другие, по сути, правы. "Плебисцит при рациональном применении может быть выражением той самой демократии. Но он же может демократию разрушить, если не будет уважать права человека и индивидуума".
Мнение большинства, продолжает автор статьи, это не то же самое, что и правда, справедливость или соответствие конституции. Это касается как парламентской работы, так и прямой демократии. Если, к примеру, большинство граждан выступает за смертную казнь, это не означает априори, что смертная казнь - приемлемая мера наказания. При демократии, которая не уважает права и конституции, правит не народ, а произвол большинства.