Среди джихадистов, воюющих в Сирии и на севере Ирака, особым уважением пользуются чеченцы, поскольку они являются опытными воинами, получившими боевой опыт в столкновениях с регулярной российской армией, говорится в материале обозревателя немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Маркуса Венера.
Один из них - 42-летний командир одной из бригад Муслим Абу Валид. "Внешне он мало походит на зловещего полевого командира, поскольку у него длинные светлые волосы, голубые глаза и рыжая борода, благодаря которой он кажется крайне добродушным, - рассказывает журналист. - Однако в действительности этот рослый человек, которого еще иногда называют "Викингом", является кумиром многих исламистов, отправляющихся на джихад из Германии". По словам немецких контрразведчиков, "он - самая настоящая величина для местных джихадистов, вплоть до недавнего времени все, кто ехал воевать в Сирию, хотели попасть именно к нему". Там Муслим Абу Валид возглавляет движение "Юнуд аль-Шам" ("Солдаты Сирии"). Его настоящее имя - Мурад Маргошвили. Его род, проживающий в грузинском Панкисском ущелье на границе с Чечней, считается довольно влиятельным в регионе. Всего в ущелье проживает около 7 тысяч чеченцев, и во время обеих чеченских кампаний чеченские боевики использовали Панкисское ущелье в качестве своего укрытия, в результате чего Россия неоднократно грозила разбомбить его. За спиной у Маргошвили, как говорится далее, служба в войсках ПВО СССР в Монголии. "Однако уже во время второй чеченской войны он воевал против российских войск в Чечне в подразделении полевого командира Хаттаба".
В 2003 году чеченец, занимавшийся, помимо этого, контрабандой и использовавший для этого подставную фамилию Мадаев, попал в российский плен, однако спустя два года был освобожден и вернулся в Грузию. В 2008 году Маргошвили появляется в очаге экстремизма - Дагестане, и именно там он и взял себе прозвище Муслим Абу Валид в честь убитого преемника Хаттаба. Со временем боевикам "Эмирата Кавказ" стало все труднее продолжать свою деятельность в России из-за возросшего давления со стороны российских спецслужб. "Грузия также перестала быть надежным укрытием для боевиков", - продолжает Венер. Так, летом 2012 года в долине Допота произошло столкновение между грузинскими спецслужбами и вооруженным отрядом, в котором были и чеченцы. В результате Маргошвили пришлось спустя некоторое время отправиться в Сирию.
Всего, по данным спецслужб, в Сирии и Ираке воюют около тысячи чеченцев и представителей других национальностей Северного Кавказа. Там они, как говорится в материале, продолжают бороться с Россией, ведь, в конечном счете, президент Асад является союзником Кремля.
Помимо этого, чеченцы пользуются уважением и в подразделениях "Исламского государства": чеченец Абу Омар аль-Шишани даже стал полевым командиром ИГ на севере Сирии. Как и Маргошвили, 28-летний Омар - или, как звучит его настоящее имя, Тархан - Батирашвили родом из Панкисского ущелья. Батирашвили проходил службу в грузинской армии и воевал с российскими войсками в ходе пятидневной войны в Южной Осетии, после чего в 2012 году также приехал воевать в Сирию.