С введением западных санкций волна обвинений в государственной измене захлестнула Россию, пишет Newsweek. За прошедший год за измену родине были осуждены 15 человек, что почти в 4 раза больше, чем в 2013 году. В 2015 году эта цифра, по оценкам адвокатов и правозащитников, уже приближается к двум дюжинам. "Сегодня кто угодно может быть обвинен в госизмене, даже люди, не имеющие доступа к государственной тайне, - констатирует оппозиционный журналист Зоя Светова. - Процессы проходят за закрытыми дверями, и часто о них становится известно только после вынесения приговора". По мнению Зои Световой, обычно человек, ложно обвиненный в измене, признает свою вину в надежде на смягчение наказания.
"Причина роста числа россиян, обвиненных в измене родине, - в противоречивом законе, принятом президентом Владимиром Путиным в 2012 году. Согласно его расплывчатым формулировкам, в измене может быть обвинен любой человек, предоставляющий иностранным или международным организациям информацию, "направленную против безопасности России", даже если эта информация взята из открытых источников. Обвиняемые и их адвокаты часто пребывают в неведении относительно вменяемых им преступлений", - пишет корреспондент Марк Беннетс.
Одной из самых нашумевших стала история матери семерых детей Светланы Давыдовой, арестованной за телефонный звонок в украинское посольство. "Это было сделано, чтобы напугать людей, показать им, что даже кормящая мать может оказаться за решеткой, если так захочется спецслужбам", - приводит издание слова адвоката Давыдовой Ивана Павлова. И если дело Давыдовой было закрыто по просьбе десятков тысяч людей, остальным обвиняемым повезло меньше, отмечает издание, напоминая о случаях радиоинженера Геннадия Кравцова и физика Максима Людомирского.
"Государственная пропаганда представляет весь остальной мир как угрозу для национальной безопасности России, - рассказывает оппозиционный политик Лев Шлосберг. - Чтобы заставить людей поверить в этот миф, нужны вражеские агенты. Спецслужбы охотятся на людей, имеющих дело с иностранцами, и называют это шпионажем".
В измене обвиняют не только частных лиц, но и неправительственные организации, чья "политическая деятельность" финансируется из-за рубежа. Ряд НКО, отказавшихся объявлять себя "иностранными агентами", что в России равноценно признанию в шпионаже, были вынуждены прекратить работу, пишет издание.
Кроме того, российские власти все чаще пытаются отвадить россиян от поездок за границу, пугая американскими спецслужбами, которые якобы объявили охоту на российских граждан, или предлагая ввести выездные визы. Такая атмосфера подозрительности уже побудила многих прозападно настроенных россиян покинуть страну. По мнению Марата Гельмана, Кремль будет только рад, если все те 14%, которые не согласны с путинской политикой, как можно скорее уедут.