Даже тогда, когда Москва празднует освобождение Грозного от сепаратистов, российские журналисты испытывают все большее давление со стороны властей, которые требуют от них сообщать только то, что власти хотят услышать.
С момента начала чеченской кампании российских журналистов неоднократно задерживали, допрашивали, арестовывали и даже намеревались подвергнуть психиатрической экспертизе, - пишет автор статьи. Многие усматривают в этом опасные симптомы.
25-летний Александр Хинштейн, раздражающий власти своими сенсационными и зачастую опасными для репутации высокопоставленных лиц репортажами, получил уведомление о необходимости пройти экспертизу в психиатрической клинике во Владимире, куда он должен был быть доставлен под конвоем. Однако его коллеги из ТВ-Центра и Московского комсомольца помогли ему избежать задержания, сославшись на то, что у Хинштейна была справка от врача о болезни. Хинштейну все еще грозит психиатрическая экспертиза, а кроме того, он должен ответить за фальсификацию водительского удостоверения (сам журналист этот факт отрицает).
"Такого не происходило с советских времен",- заявил Хинштейн.
Подобно Хинштейну, 35-летний корреспондент Радио "Свобода" Андрей Бабицкий подготовил материал, который не понравился властям, и попал в беду. Его репортажи из Чечни противоречили официальной точке зрения и в середине января Бабицкий был арестован по обвинению в пособничестве сепаратистам.
В четверг власти сообщили, что обменяли журналиста на трех российских солдат.
Российские официальные лица призывают журналистов вести информационную войну против чеченских повстанцев. Давление, наряду с жесткими действиями против отдельных журналистов, создали вокруг СМИ напряженную атмосферу.
Многие журналисты тоже были задержаны и подверглись допросам. В декабре российские власти обвинили корреспондентов Рейтер и Ассошиэйтед пресс в шпионской деятельности потому, что они сообщили о гибели в Грозном более 100 российских солдат.
В октябре британский журналист и американский фотокорреспондент в течение нескольких дней находились под арестом в Чечне, поскольку у них не было российской аккредитации. В декабре семеро западных журналистов, получивших аккредитацию в российском МИДе, были задержаны и подвергнуты девятичасовому допросу. Власти требовали от них дополнительной аккредитации на освещение событий в зоне боевых действий.
Выражая обеспокоенность судьбой Бабицкого, "Хьюман Райтс Уотч" подвергла критике российские власти за преследование журналистов и наложение "виртуального запрета" на освещение чеченской войны.
"Россия держит иностранных и российских журналистов подальше от Чечни, выставляя на пути их деятельности различные препоны,- заявил представитель этой организации Жан-Поль Мартоз.- Российские власти арестовывают журналистов за отсутствие аккредитации, которую сами же отказываются им предоставить."
Редакторы газет и правозащитные организации опасаются, что в случае победы Путина на президентских выборах контроль, который сейчас проводится за деятельностью корреспондентов, освещающих войну, может коснуться и других сфер.
По мнению заместителя редактора журнала "Итоги" Маши Липман, случай с Бабицким является очень тревожным симптомом.
В отличие от Бабицкого, которого высоко ценят за проявленную смелость в ходе освещение событий в Чечне, Хинштейн не пользуется большим уважением в журналистских кругах в Москве, где многие считают его сплетником и политическим интриганом.
Однако, несмотря на критику в адрес стиля его работы и источников получения информации, Хинштейн является видным оппозиционным журналистом. Он лучше известен россиянам, чем Бабицкий, и преследования в его адрес представляют собой тревожный сигнал.
"Хинштейн и Бабицкий - это два журналиста, которые действительно критикуют политику правительства. Оба попали в беду. Думаю, что это опасный признак,- считает бывший помощник президента, а ныне директор фонда Политика Вячеслав Никонов.- Другие журналисты видят, что происходит, так что постепенно начинают осторожничать - особенно главные редакторы, которые знают, что у них будут неприятности, если они пойдут на определенные шаги."
Еще до ареста Бабицкого, назначение Путина исполняющим обязанности президента привело в смятение некоторых правозащитников. Глава правозащитного фонда Гласность Сергей Григорянц утверждает, что Путин хочет заткнуть рот оппозиции и поставить СМИ под свой контроль.
"Война в Чечне предоставляет для этого хорошую возможность, - считает он.- Перечислив национальные приоритеты России, администрация Путина установила новые правила игры для СМИ в плане освещения событий в Чечне и теперь начинает претворять их в повседневную жизнь."
По мнению Хинштейна, журналистика стала одной из самых опасных профессий в России. Он считает, что это нанесет ущерб демократии и свободе прессы.
"Думаю, что то, что произошло с Бабицким и со мной - это всего лишь пробный шар. Власти хотят увидеть реакцию общественности на репрессии в отношении журналистов. Что скажет наше общество: смирится ли оно с такой ситуацией или будет протестовать?"