Во время предыдущей президентской кампании в США Кондолиза Райс критиковала президента Билла Клинтона за слишком "романтическую" политику в отношении российского президента Бориса Ельцина, и в начале своего правления президент Джордж Буш сохранял прохладную дистанцию в отношениях с Владимиром Путиным, легкомысленно величая его "господином Временным Президентом". Однако романтика расцвела буйным цветом после первой встречи Буша с Путиным в июне 2001 года, когда Буш заявил, что заглянул в душу Путина. Теперь страсти, похоже, опять поостыли.
Во время недавнего визита в Москву госсекретарь США Колин Пауэлл увещевал Кремль, что тот еще не достиг баланса между ветвями власти (читай: Путин захватил всю власть) и что российская политика в Чечне тоже вызывает озабоченность (читай: Кремль должен прекратить эту кровавую войну).
Вряд ли слова Пауэлла можно назвать разговором с "империей зла". Однако они ознаменовали собой отказ от давнего замалчивания Вашингтоном вопиющих промахов России и в то же время подчеркнули, что американская внешняя политика называет иностранных лидеров друзьями или врагами в зависимости от вечно меняющихся внутренних или внешних потребностей страны. Это подход, который заставляет иностранных лидеров и граждан чувствовать себя то под покровительством США, то в замешательстве, то обиженными - или испытывать все эти эмоции разом.
Однако, как бы Путин ни заслуживал порицания, время, которое Пауэлл выбрал для своих комментариев, наводит на мысль о подыгрывании политике в год выборов. Тот факт, что Путин заслуживает критики, не подвергается сомнению. Поведение России в Чечне всегда было грубым и жестоким. Дома Путин систематически навязывает свою волю СМИ, парламенту и судебной системе. Наступление на нефтяную компанию ЮКОС и ее главного акционера Михаила Ходорковского, находящегося в тюрьме, является печальным откатом к советским методам, которые нанесли серьезный ущерб российский экономике.
Однако тот Путин, которому Буш когда-то заглянул в душу, ничем не отличался от Путина сегодняшнего. Чеченская кровавая баня, в конце концов, стала его пропуском во власть. Легитимность Путина как российского правителя, пользующегося поддержкой 80% населения, не вызывает сомнений, и сложно не согласиться с тем, что у него могут быть причины обуздывать олигархов, но до тех пор, пока это делается законно.
США не должны ждать от Путина понимания и доброй улыбки, пока они строят военные базы в Центральной Азии и нефтепроводы на Кавказе. Дело не в том, как следует относиться к Путину - принять его с распростертыми объятиями или гневно осуждать. Во всяком случае, это не важнее вопроса, причислять к друзьям или врагам того или иного иностранного лидера.
Вся внешняя политика - это смесь национальных интересов, внутренней политики и морали, а Россия - с ее размерами, ядерным арсеналом, природными богатствами и имперской историей - всегда будет представлять собой и возможности, и угрозу для Запада. Что требуется от администрации Буша, так это отказаться от мелодрамы, разговоров о "добре и зле", поз "с нами или против нас" и заглядываний в души иностранцев. Все это бесцельно и вызывает лишь раздражение.