Новые задачи, стоящие перед НАТО и ЕС, отодвигают Россию на обочину внешней политики
Стрелки барометра указывают на "разрядку". Сергей Иванов удобно устроился в номере одной из гостиниц в Мюнхене. Он поигрывает сигаретой, стряхивает пепел и пьет кофе. Однако это хорошая мина при плохой игре, поскольку положение для российского министра обороны стало скорее некомфортным.
Незадолго до этого, на конференции по безопасности министр иностранных дел Германии Йошка Фишер развил свои мысли по поводу трансатлантической инициативы на Ближнем Востоке и по поводу нового средиземноморского процесса. Говорил он и о Европейском союзе, о роли НАТО. Но где место России в этой новой трансатлантической конфигурации? Нет сомнений, что начатые Фишером дебаты не пришлись по душе Иванову.
"У России давно сформировались интенсивные отношения с такими государствами, как Алжир, Марокко и Египет, и на Ближнем Востоке мы играем большую роль", - говорит он в беседе с Sueddeutche Zeitung.
Однако с началом войны в Ираке у России отобрали ведущую роль на Ближнем и Среднем Востоке. И теперь, после слов Фишера, у России возникают дополнительные опасения.
"Когда говорят о НАТО в Афганистане, это понятно. Но, помимо этого, я вижу большую проблему, - говорит Иванов. - Мы не можем быть уверенными, что когда-нибудь не встанет вопрос об использовании натовской военной силы для урегулирования ситуации на Ближнем Востоке". НАТО уже давно занимается проблемами, которые лежат за пределами сферы ответственности этой организации, говорит он, давая понять, что по-прежнему рассматривает североатлантический альянс как военную, а не политическую структуру.
Еще до конференции по безопасности в Мюнхене стало ясно, что Россия рискует быть отодвинутой на обочину в том, что касается внешней политики. Германия и Франция, которые во время событий вокруг Ирака тесно сотрудничали с Москвой, в последнее время демонстративно продолжают процесс сближения с администрацией США. Последняя, в свою очередь, открыто раскритиковала российское руководство.
На первой полосе газеты "Известия" госсекретарь Колин Пауэлл две недели назад опубликовал статью, в которой недвусмысленно критикует процесс демократизации в России. Политическая власть еще не полностью подчинена закону, пишет Пауэлл, в частности требуя вывода российских войск из Грузии.
Однако Россия упирается. "Мы не уйдем", - недвусмысленно дал понять в Мюнхене Иванов и раздраженно добавил, что нельзя извне судить, достаточно ли в стране демократии или нет.
Сейчас у России в Грузии остаются две военные базы. Москва хочет сохранять их до тех пор, пока не будет достигнуто единства по договору об обычных вооружениях в Европе. Министр обороны Иванов опасается, что после своего расширения НАТО сможет размещать войска в том числе и в странах Балтии. Поэтому эти страны должны присоединиться к договору об обычных вооружениях в Европе.
"После расширения НАТО начинает действовать в зоне жизненно важных интересов России", - говорит Иванов. Можно было бы понять временное использование в ходе борьбы с терроризмом баз в Румынии или Болгарии, считает он, "однако в отношении Балтии или Польши это совершенно необъяснимо".
Тем не менее Россия должна смириться с тем, что она из глобального игрока превратилась в силу регионального масштаба и на Ближнем и Среднем Востоке пытается претендовать по крайнем мере на роль посредника.
"У нас хорошие контакты с Ираном, - говорит Иванов и отвергает критику по поводу сотрудничества с Тегераном в ядерной сфере. - С проблемой распространения ядерной технологии мы не имеем ничего общего".
Не исключено, что Фишер вернется к теме этих контактов. По крайней мере, он заявил, что возможность участия Ирана в средиземноморском процессе ЕС-НАТО не следует сбрасывать со счетов.