Чтобы сохранить свой пост еще на четыре года, российскому президенту Владимиру Путину в марте предстоит встретиться с избирателями. У него фактически нет соперников, и единственное опасение у Кремля вызывает "темная лошадка" - апатия, которая может нанести удар по надежде Путина привлечь к участию в выборах более половины электората.
Если это не удастся сделать, Путину придется устраивать унизительное повторное голосование. Путин нуждается в резвом старте своей кампании, и, похоже, теракт в московском метро, в результате которого в пятницу погибло как минимум 39 и было ранено более 120 человек - это то, чего он ищет.
В ходе президентской кампании Путину имеет смысл задуматься о том, что его огромная популярность может обернуться помехой. Все знают, что он снова придет к власти, и в результате многие избиратели считают голосование бессмысленной затеей.
Независимая и уважаемая социологическая служба ВЦИОМ-А подтверждает опасения Кремля. Проведя опрос среди потенциальных избирателей, социологи обнаружили, что интерес к президентским выборам снижается. По оценкам ВЦИОМ-А, самое серьезное опасение Кремля становится реальностью: не более половины респондентов заявили о намерении голосовать в марте.
Достижения путинского Кремля примечательны во многих отношениях. На прошлогодних парламентских выборах оппозиция была полностью разгромлена (заметим, что оппозиция оказывает себе плохую услугу, постоянно жалуясь). После этого избирательному воплощению кремлевского Вишну противостоит горстка малозначительных оппонентов, двое из которых - либеральный консерватор Ирина Хакамада и левый националист Сергей Глазьев - упрямо не желают покидать политическую арену. Независимо от своих мотивов, все кандидаты, противостоящие Путину, понимают, что триумф ожидает нынешнего президента.
Главная проблема Путина - не в его противниках, а в том, за что он выступает. В прошлом году эффективной оказалась стратегия атак против богатых бизнесменов, так называемых олигархов (и арестов некоторых из них). Негативное отношение к олигархам в народе сохранилось. Но даже если провести новые аресты и расследования весьма коррумпированной приватизации 1990-х годов, они могут не стать магическим средством для привлечения внимания избирателей, поисками которого занимается Кремль.
Еще одной проверенной предвыборной картой является Чечня. Многие согласны с тем, что Путин обеспечил себе победу в первой президентской гонке, возложив на чеченских террористов вину за серию взрывов в Москве. Тогда кампания Путина отличалась простотой: месть и урегулирование чеченского кризиса. Взрыв в московском метро явился чудовищным напоминанием о том, что заявления Кремля о восстановлении порядка в беспокойной республике - не более чем иллюзия.
Будет ли Кремль снова использовать чеченский кризис для привлечения голосов? Это было бы воплощением мечты (или ночного кошмара) пропагандиста. Путин редко дает обещания, но в том, что касается конфликта в Чечне, он дошел и до этого. Кампания, проводимая на базе борьбы с терроризмом, может выставить его слабым лидером, не выполняющим обещаний.
Привлечение внимания к Чечне таит в себе еще одну серьезную проблему. Взрывы 1999 года, сделавшие никому не известного Путина президентом, породили ряд неприятных вопросов о том, кто в действительности несет ответственность за эти теракты. Хотя это и не доказано, многие россияне и по сей день считают, что спецслужбы знают гораздо больше, чем говорят. Есть и такие избиратели, которые уверены, что теракты устроили сами спецслужбы, стремившиеся обеспечить поддержку кремлевского кандидата.
Террористы, связанные, как полагают, с чеченскими сепаратистами, в последнее время изо всех сил жаждут навредить Путину. В начале года камикадзе убил несколько человек перед одной из самых дорогих московских гостиниц, от которой рукой подать до Кремля. Этот теракт и теракт в метро, возможно, свидетельствуют о том, что чеченские террористы добиваются внимания, может быть, ради получения средств из-за границы, а также стремясь унизить Путина в глазах российских избирателей и всего мира.
Теперь у Кремля есть возможность обернуть это себе на пользу. Остается гадать, как он интерпретирует бессмысленные смерти в Чечне и в московском общественном транспорте.
Самым серьезным препятствием для победы Путина в первом туре является то, что он не склонен к компромиссам, которые, как известно, составляют сущность политики. Отсутствие компромисса на парламентских выборах лишило Россию надежды на то, что лояльная оппозиция сумеет найти свою нишу на российской политической сцене. Путин не идет на компромисс по чеченскому вопросу. Он и не должен идти на компромиссы с террористами, но в его власти пойти на уступки народу Чечни.
Нежелание идти на компромисс сделало Путина фактически единственным кандидатом президентских выборов. Нежелание идти на компромисс заставляет его и его кремлевских стратегов искать причину, по которой избиратели пошли бы голосовать. Путин популярен среди россиян, но бескомпромиссность его позиции делает голосование бессмысленным гражданским актом. Чем более он бескомпромиссен, тем большую угрозу представляет для него госпожа Апатия.