По общему мнению, голосование о вотуме недоверия правительству президента Владимира Путина в среду провалится, поскольку партия большинства в нижней палате парламента тесно связана с Кремлем. Однако последствия голосования и упорство Кремля в вопросе продолжения непопулярных социальных реформ указывают на то, что российский лидер пожертвует своим главным инструментом в парламенте ради выполнения своих реформаторских планов.
Отвечая на уличные протесты против отмены социальных льгот советской эпохи, прокатившиеся по всей России, коммунисты, члены националистической "Родины" и независимые депутаты призвали к проведению голосования о недоверии правительству премьер-министра Михаила Фрадкова. Поскольку контролируемая Кремлем "Единая Россия" занимает в парламенте более 300 мест, вероятность того, что простое большинство в палате, имеющей 450 членов, проголосует "за", минимальна.
Речь идет не о результатах голосования, а о судьбе правительства, особенно некоторых министров. Недавние телевыступления свидетельствуют о том, что Путин недоволен проведением социальных реформ точно так же, как участники акций протеста. В понедельник он подверг публичному унижению министра финансов Алексея Кудрина за то, что разработка социального законодательства, касающееся военнослужащих, не движется.
Недовольство Путина является явно рассчитанной попыткой переложить ответственность с себя на правительство и тех, кто голосовал за реформы, - партию "Единая Россия".
Комментаторы и аналитики высказывают мнение, что Путин теряет свою "железную хватку", поскольку несколько депутатов от "Единой России" заявили о поддержке вотума недоверия. На самом деле происходит нечто другое. Путин использует политическое влияние, накопленное им в первом сроке, для проведения непопулярных реформ, затрагивающих жизнь простых россиян. Если это подразумевает принесение в жертву членов нынешнего правительства и дискредитацию "Единой России", Путина такая перспектива, похоже, не тревожит.
Призывы к вотуму недоверия являются средством удовлетворения политических амбиций и получения позитивного пиара, необходимого как оппозиции, так и Кремлю. Коммунисты и "Родина" хотят, чтобы в них видели защитников слабых и обездоленных. Для коммунистов реклама чрезвычайно важна, поскольку за время правления Путина их почти полностью вытеснили на обочину.
У "Родины" другие цели. Партия традиционно поддерживает Кремль, но не правительство, и намерена продемонстрировать свою независимость, бросив вызов Кремлю по отдельно взятому набору вопросов и работая на личные политические амбиции ее лидера, Дмитрия Рогозина.
Голосование в среду пойдет во благо Кремлю. Социальное давление уличных акций протеста будет официально признано в парламенте. Центром дебатов станут отдельные министры и косвенно премьер Фрадков. Архитекторы реформ, в частности министр здравоохранения Михаил Зурабов, получат публичный нагоняй, причем именно "Единая Россия", а не коммунисты и "Родина", не будет стесняться в выражениях.
Вследствие провала голосования о вотуме недоверия Кремль окажется победителем, а коммунистов и "Родину" представят как неэффективные и маргинальные группы. Парламент не изменит состав правительства, это сделает Кремль. Но перемен не следует ожидать до новых протестов и, возможно, нового голосования о вотуме недоверия в связи с другими социальными реформами, особенно жилищной, которые будут проводиться в ближайшие месяцы.
Многие из тех, кто освещает социальные протесты против правительства Путина, полагают, что Кремль "утратил понимание реальности", "равнодушен" или даже "некомпетентен". Но можно предположить, что игра идет по другому сценарию. Огромная власть, сконцентрированная Путиным в руках Кремля, имеет определенную цель: проведение непопулярных, но необходимых мер по модернизации экономики.
Сам факт проведения голосования о вотуме недоверия не стал неожиданностью для Кремля; скорее всего, на такое голосование рассчитывали, хотя нет доказательств того, что его заранее планировали, как утверждают многие аналитики и комментаторы. Это не имеет значения. Путин и Кремль строили "Единую Россию", чтобы она выполняла непопулярные требования. После того как путинские реформы получат признание, "Единую Россию" отправят на свалку истории и воссоздадут как одну из многих партий, дружественных Кремлю.
Голосование в среду направлено против правительства, но, по сути, оно отражает уверенность Кремля в том, что он держит ситуацию под контролем.