Российское правительство продолжает попытки объединить автомобильную промышленность страны в один крупный, контролируемый государством холдинг. Консолидация автомобильной промышленности под началом государства происходит по той же схеме, которую Кремль использует и в других отраслях
Информационное агентство "Интерфакс" сообщило со ссылкой на предпринимательские круги, что государственная военная корпорация "Рособоронэкспорт" подала запрос в комитет по делам собственности о разрешении приобрести долю государства на предприятии "КамАЗ", производящем грузовые автомобили. Изначально эту долю планировалось приватизировать.
Подобное уже происходило в конце прошлого года в самом крупном российском концерне по производству легковых автомобилей "АвтоВАЗе". Тогда два менеджера из "Рособоронэкспорта" пришли в правление автомобильного концерна и фактически взяли над ним контроль.
Известная схема
Концентрация автомобильной промышленности в руках государства происходит по схеме, которую Кремль использует и в других отраслях. Так, находящиеся под контролем государства концерны в прошлые месяцы целенаправленно взяли под контроль находившиеся ранее в частных руках нефтяные компании, такие, как "Юганскнефтегаз" и "Сибнефть". Если атака на энергетический сектор, правда, имела и геополитические причины, то в автомобильной отрасли главную роль, очевидно, играют экономические мотивы: российский автомобильный рынок в настоящий момент осаждают иностранные производители, в связи с чем у экспертов в этой отрасли возникают опасения по поводу конкурентоспособности российских производителей.
Борис Алешин, глава Федерального агентства по промышленности, в декабре в конфиденциальном письме президенту Владимиру Путину предложил объединить автомобильную промышленность страны под началом государства и выделить на ее развитие миллиардную сумму. "В конечном итоге в конкурентной борьбе с иностранными производителями может устоять только одно предприятие", - написал Алешин в секретном тексте, который частями был опубликован во многих российских газетах. По мнению экономического советника, разумнее всего было бы объединить мелких производителей с гигантом "АвтоВАЗом" ("Лада"). Правда, пока к планам Алешина наблюдатели отнеслись скептически.
Быстрый рост
Российский автомобильный рынок считается одним из самых быстрорастущих в мире. По данным иностранных экспертов, в предыдущие годы объемы продаж автомобилей увеличивались ежегодно примерно на 10%, в 2005 году эта отметка, возможно, была даже значительно превышена. В отличие от начала 90-х годов, сейчас все большим спросом пользуются также малолитражные автомобили и автомобили среднего класса. Поэтому такие иностранные производители, как Hyundai, Toyota и Ford, уже в течение многих лет расширяют свою деятельность на российском рынке. В конце года Volkswagen начинает строительство завода под Москвой, на котором через четыре года должно будет начаться производство. А вот DaimlerChrysler, тем временем, недавно отказался от планов по строительству собственного завода в России.
Акции "АвтоВАЗа" и "КамАЗа" в связи с сообщениями о возможной консолидации значительно возросли в цене. Однако пока неясно, будет ли автомобильный конгломерат действительно создан. Скорее всего, все будет зависеть от того, одобрит Путин этот план или нет. Как сообщают газеты, Путин поставил на письме Алешина печать "согласен". Теперь эксперты гадают, что это может означать. "Остается философским вопросом, с чем же президент согласен", - сказал Павел Кузнецов, представитель министерства промышленности и энергетики.