Министр энергетики России Виктор Христенко во вторник с жаром заверял, что встреча России с другими производителями газа была направлена исключительно на улучшение энергетической безопасности, и что все разговоры о картеле являются плодом "больного воображения". Странная настойчивость, учитывая, что вопрос о картеле был поднят президентом Путиным, который недавно сказал, что идея газовой ОПЕК интересна, хотя, разумеется, ее целью было бы улучшение обслуживания клиентов, а не фиксированные цены.
В Кремле в последнее время в огромном количестве распространились внушающие беспокойство и контрпродуктивные идеи о том, как держать под контролем энергетические ресурсы, не говоря уже о защите экономического клиента России Ирана от международного давления. И если все выглядит так, будто картель мог бы послужить амбициям Путина, миру следует уделить этому пристальное внимание.
Существует ряд причин, почему газовый картель не может действовать так же, как нефтяной. Газ обычно поставляется по нефтепроводам и дорог в хранении, в связи с чем продавцы, как и покупатели, зависят от долгосрочных контрактов. Москва, кроме того, не вступала в ОПЕК.
В этих разговорах о газовом картеле беспокойство, в особенности в Европе, которая почти четверть своего газа получает из России, вызывает тот факт, что Путин уже сумел взять большую часть энергетического производства и распределения под контроль Кремля.
Даже когда Путин и государственная газовая монополия "Газпром" настаивают на том, что являются надежными поставщиками, их послужной список говорит об обратном. Они разрушили демонстрировавшую неповиновение российскую нефтяную компанию ЮКОС, пытались вынудить Украину и Белоруссию отдать России свои доли старой советской системы трубопроводов и надавили на Shell, чтобы получить контроль над проектом "Сахалин-2".
Путин должен понимать, что долгосрочные экономические и стратегические интересы России зависят от того, будет ли она играть по международным правилам, вместо того чтобы их нарушать. Россия пока не в состоянии самостоятельно заниматься разработкой своих нефти и газа, и специалисты, способные ей помочь, в основном находятся на Западе. Так что, господин Христенко, можете отнести нас к числу тех, кто не доверяет Кремлю, и докажите, что мы ошибаемся.