Одной из самых горячих тем в московских СМИ стал якобы утвержденный владельцами отелей Китцбюэля план, предусматривающий введение квоты на число российских гостей
Эммануэль Лемер, глава австрийского туристического офиса в Москве, считает, что "сошла настоящая лавина". Начиная с четверга "пятеро сотрудников только и занимаются тем, что отвечают на вопросы газет, радиостанций и телевидения", рассказал Ленер в интервью Standard. Российские журналисты просили высказать свое мнение и австрийцев, находящихся в настоящее время за пределами своей родины о том, "действительно ли русские в Австрии ведут себя из рук вон плохо".
Директор австрийского национального туристического офиса Петра Штольба так прокомментировала заявления руководителя офиса по туризму фешенебельного горнолыжного курорта Китцбюэль относительно введения квот на число гостей из России: "15 млн человек, готовящихся совершить путешествие, спрашивают себя, стоит ли им проводить свой отпуск в Австрии и будут ли им там рады". Даже при том, что каждый отель вправе принимать решения относительно своих туристических предложений, весьма "непродуктивно открыто говорить о каких-то квотах".
Аналогичного мнения придерживается и консультант по туризму Манфред Коль: "Нечто подобное можно обсуждать только внутри фирмы, но не публично. Некоторые отели, к сожалению, не имеют никакого понятия о межкультурном менеджменте, они просто еще не доросли до этого". Тем не менее, он понимает "реальную причину, особенно когда речь заходит о больших группах и алкоголе". Его совет пребывающим в постоянном стрессе владельцам отелей выглядит следующим образом: "Посетите Россию, тогда вы сможете лучше понять русских".
Сокращение убытков в Китцбюэле
В Кицбюэле мало кого беспокоит, насколько остра критика внутри страны и за ее пределами, в большей степени все озабочены сокращением убытков и опровержением того, что имелось в виду введение квот в 10%. "Мы что, совсем с ума посходили? - удивляется президент туристического союза Китцбюэля Кристиан Хариш. - Наоборот, мы заинтересованы в пятикратном увеличении показателей". В настоящее время доля российских туристов составляет 2%, а 10% - это тот уровень, которого, по словам Хариша, планируется достичь. Хариш уверен, что информация о квоте - всего лишь утка.
О том, что существует негласная рекомендация союза владельцев отелей не превышать долю российских постояльцев в 10%, сообщила радиостанция ORF. По словам Хариша, никакой негласной рекомендации не существует ("Я сам являюсь членом этого союза"). В союз входит 16 из 20 четырех- и пятизвездочных отелей. Если какие-то отели хотят принимать под своей крышей только гостей из определенной страны, это их личное дело. Публично было объявлено, что квоты для русских не существует. С подобными заявлениями выступили все: от главы федеральной земли Тироль, где находится Кицбюэль, до президентов туристических союзов Майерхофера, Зелдена или Ишгла - излюбленных курортов российских туристов.
Заполнить пробелы
Хариш подтвердил, что имели место сбои, "но не только у нас, но и в аэропортах Инсбрука и Зальцбурга, в дни самого большого наплыва русских" - в первую субботу января. Как и в Кицбюэле, в Майерхофене также "рады, что русские заполняют пробелы", утверждает Мартин Шэффль, глава туристического союза. В этом году туристов из России было на 15% больше. Однако во многих областях Тироля в январе была отмечена и обратная тенденция: например, по Китцбюэлю - минус 10%.
По информации из главного офиса по туризму Тироля, эта земля является "пунктом назначения для русских номер 1" в Австрии. Число российских туристов за 5 лет увеличилось на 200%.
Легче расстаются с деньгами, чем другие
Факт остается фактом: русские гости расстаются с деньгами легче, чем другие. По сообщениям компании Global Refund, программы которой позволяют получать денежное возмещение налога на добавленную стоимость, в среднем турист из России тратит 503 евро, японец - 285, американец - 390 евро. Русских обгоняют лишь украинцы - они могут потратить в среднем и 621 евро.
Пока еще сложно оценить, какие последствия будет иметь шумиха в средствах массовой информации для сегмента, ориентированного на богатых туристов, считает Дмитрий Кротов из московской туристической компании Mondial Booking Center. Некоторые российские СМИ, несомненно, будут трубить, что русские опять столкнулись с антипатией Запада, "однако на сегменте трех- и четырехзвездочных отелей это никак не отразится". Глава австрийского туристического офиса Ленер надеется на то, что скандал не повлечет за собой значительных убытков: "Мы сделаем все возможное, чтобы сгладить ситуацию". Однако осадок останется, считает Кротов: "Но русские и впредь будут любить Австрию".