Проблемам малого и среднего бизнеса в России посвящена статья, опубликованная сегодня в Handelsblatt, которые ее автор Томас Виде раскрывает на примере концерна "ЭМАльянс" и входящего в него машиностроительного предприятия "Красный котельник".
"ЭМАльянс" все еще страдает от наследия планового хозяйства. А оно таково: 104 га территории, цеха, которым свыше 70 лет. Когда два года назад Тимур Авдеенко приступил к работе, ему было ясно, что создать конкурентоспособное производство на месте старого советского гиганта будет непросто.
Сейчас таганрогский "Красный котельник" - сердцевина "ЭМАльянса". Авдеенко и его партнеры за это время повысили оборот концерна с 30 млн до более чем 350 млн долларов и значительно увеличили его удельный вес на рынке. Кроме того, предприятие - один из крупнейших налогоплательщиков города.
Поначалу перспективы "Красного котельника" казались блестящими, рассказывает Томас Виде. Но кризис отодвинул их и обнажил главную слабость российской промышленности: почти полное отсутствие конкурентоспособного производства и зависимость от экспорта энергоносителей. Предприятию пришлось переориентироваться на экспорт и завоевывать новые рынки.
Если в Европе и США, говорится далее в статье, почти 99% всех предприятий относятся к среднему и малому бизнесу, то в России их значительно меньше, здесь на их долю приходится всего около 15% ВВП. Кроме того, они мало что производят - 80% из них являются торговыми.
Эксперт Андрей Яковлев из Высшей школы экономики полагает, что в ходе кризиса следует ожидать значительного перераспределения предпринимательских активов. Во время экономического бума российские предприятия разделились, с одной стороны, на близкие государству и неэффективные на внутреннем рынке и с другой - на конкурентоспособные даже на международной арене. И хотя предприятий среднего и малого бизнеса в стране пока мало, именно эта группа вопреки широко распространенному представлению прошла очень динамичную фазу роста, говорит Яковлев.