Участники 46-й Международной конференции по безопасности в Мюнхене обходили спорные темы и избегали говорить начистоту, пишет в своем комментарии обозреватель Die Zeit Йохен Биттнер. Международная площадка, прославившаяся в прошлом сенсационными выступлениями, превратилась в собрание для "разговоров вокруг да около".
Ни по вопросу о ядерной программе Ирана, ни при обсуждении вашингтонской инициативы "Глобального ядерного нуля" (Global Zero) не было произнесено ничего, кроме риторических фраз. Global Zero, как стало видно в Мюнхене, может из амбициозной инициативы превратиться в подобие нынешних дебатов о глобальном потеплении, полагает Биттнер, отмечая при этом, что угроза хаотического распространения устрашающего арсенала никуда не девается.
Верит ли он в полное уничтожение ядерного арсенала в мире? Не на моем веку, ответил в Мюнхене Сергей Лавров, министр иностранных дел России, на вооружении которой находится 5200 ядерных боеголовок. Ему вторит сенатор из другой ядерной державы, США (5400 боеголовок), - причем оба сходятся во мнении, что следует начать работать в этом направлении.
Но как остановить игру, зависимость от которой не могут преодолеть остальные игроки, причем некоторые только-только открыли для себя ее прелести? Так, Иран - если верить последним сообщениям в СМИ, с удвоенной силой взялся за разработку ядерного оружия. Израиль, не в последнюю очередь и по этой причине, никогда не откажется от своего арсенала, а суннитская Саудовская Аравия не упустит возможности противопоставить шиитскому гегемону собственные ракеты.
Рынок соответствующих услуг процветает, продолжает автор: Россия поставляет ученых, Северная Корея - ракетные технологии, Пакистан - центрифуги. Кстати, замечает журналист, исламский Пакинстан (60 боеголовок), несмотря на Global Zero, не собирается отказываться от соперничества с Индией (50-60 боеголовок). Правда, Египет говорит, что готов в любой момент разоружиться - но если ядерное оружие аннулирует Израиль.
То есть, резюмирует Йохен Биттнер, ключ к началу разоружения находится в руках Ирана: начнет вооружаться Тегеран, вооружится и весь регион. И если это произойдет, то историко-политический момент для глобального разоружения будет упущен.