По мнению многих европейцев, континент оказался перед лицом затяжного кризиса, связанного не в последнюю очередь с конфликтом на Украине, пишет Сильвия Кауффманн в газете Le Monde.
В последние 10 дней политики и военные на Западе задаются вопросом: стоит ли вооружать Украину? Этот вопрос встает все более остро в то время, как эксперты и министры в течение двух дней обсуждаются в Мюнхене преимущества и потенциальные угрозы подобной стратегии, а канцлер Меркель и президент Олланд, по выражению самой фрау канцлер, пытаются найти в Москве с президентом Путиным последний шанс для спасения "европейского мира", пишет автор статьи.
"В действительности, за исключением некоторых республиканцев в американском Конгрессе и непримиримых прибалтов и поляков, европейцы не торопятся вооружать Украину, - считает журналистка. - Американский президент настроен скептически, и европейские руководители слишком хорошо осознают опасность эскалации. Некоторые заявляют об этом более открыто, некоторые - менее. При этом все понимают, что этот вопрос должен быть рассмотрен и взвешен. Он является проявлением масштабов вызова, перед которым украинский конфликт поставил Европу".
Идея о том, что Франция из поставщика вертолетоносцев Mistral России спустя какой-то год может стать поставщиком оружия Украине в войне против той же России, дает возможность оценить, насколько серьезно обострился конфликт на востоке. Помимо прямой угрозы для мирового порядка, украинский конфликт привел после аннексии Крыма в марте 2014 года к гибели 5,3 тыс. человек, вынужденному перемещению 1,5 млн украинцев, при этом 600 тыс. человек бежали в соседние страны, говорится в статье.
Министр обороны Германии Урсула фон дер Лайен в ходе Мюнхенской конференции обратилась к присутствующим с вопросом: "Давайте подумаем: может ли Украина одержать победу над военной машиной России?" По мнению министра, вооружить Украину - значит спровоцировать "потенциально неограниченный" приток оружия в зону конфликта, на что Россия ответит с лихвой. "Готовы ли мы поставить столько же, как она?" Министр обороны уверена: военный конфликт с Россией "будет дорого стоить, стоить многих человеческих жизней". В этом плане предпочтительнее экономические санкции, которые доказывают свою эффективность, убеждена госпожа министр, говорится в статье.
Некоторые эксперты утверждают, что диапазон военной помощи очень большой, с множеством вариантов, и что есть пути, чтобы помочь Украине, не участвуя в войне чужими руками. Это, говорят они, уже делают американцы. Другие указывают, что улучшение вооружения украинской армии неизбежно приведет к увеличению потерь среди российских военных - готово ли с ними смириться российское общество, которое в настоящее время горой стоит за Путина? Судя по усилиям Москвы по сокрытию своих потерь летом 2014 года, обнародование этих фактов считается неприемлемым в Кремле, который, вероятно, знает пределы народной поддержки. Конечно, советское общество проглотило потерю десятков тысяч военнослужащих в Афганистане, но это было именно советское общество и это было до появления интернета, пишет журналистка.
Пока нет достаточно убедительных аргументов ни за, ни против вооружения Украины, продолжает Кауффманн. По мнению политолога Франсуа Эйсбура, военную помощь в любом случае не стоит отделять от экономической и финансовой. Поставка оружия стране с 46-миллионным населением, оказавшейся на грани экономического краха, не может стать дополнительным фактором стабильности для Европы.
Становится все более четким осознание того, что Европа оказалась перед лицом длительного, многолетнего кризиса. По словам министра обороны Франции Жан-Ив Ле Дриана, следует включить украинский кризис в список угроз, с которыми в данный момент столкнулась Европа.