После 25 лет тюрьмы "Серый волк" может оказаться на свободе уже сегодня, по крайней мере, не позднее 15 января. Судья считает, что "вне камеры его жизнь в большой опасности, он слишком много знает".
"Я поистине счастлив. Я надеялся на это, в последние месяцы я знал, что мое время пребывания в тюрьме наконец-то завершается". Это первые слова Мехмета Али Агджи, которые он произнес, узнав об освобождении. Тот, кто покушался на жизнь Иоанна Павла II, загадочный "Серый волк", которому удалось в течение 25 лет тюремного заключения не раскрыть тайны, связанные с покушением 13 мая 1981 года на площади Святого Петра, выходит на свободу. Возможно, это произойдет уже сегодня, возможно, завтра - во всяком случае, его адвокаты и родственники надеются, что он выйдет из ворот стамбульской тюрьмы до 12 января, тогда как турецкие власти говорят о 15 января как о предельном сроке. Как бы то ни было, турецкий киллер Али Агджа выходит на свободу после 25 лет тюремного заключения.
"Я доволен, - говорит он корреспонденту газеты, - но я не удивляюсь. За 6-7 месяцев до этого момента я уже знал, что выход на свободу близок. Мы с моим адвокатом направили много прошений по этому поводу".
Последнее прошение, говорит адвокат Агджи Мустафа Демирдаг, подано в апреле, когда был принят новый уголовный кодекс: в связи с просьбой о принятии в ЕС Турция привела свое законодательство в соответствие с европейскими законами. Суд Стамбула принял документ, подписанный директором тюрьмы, в которой Агджа находился последние пять лет, после помилования, полученного от президента Италии Чампи и возвращения в Турцию после 19 лет отбывания наказания в итальянской тюрьме. В документе говорится, что осужденный отбыл установленное наказание. "Серый волк" был приговорен к 10 годам каторги за убийство директора газеты Milliyet Абди Ипекчи в 1979 году. Были учтены примерное поведение заключенного и его длительное пребывание в тюрьмах в Ребиббие, Реджине Коели, Асколи и Анконе.
Демирдаг не думает, что его подзащитный раскроет сейчас все тайны, связанные с покушением на Папу. Он вряд ли когда-либо это сделает. "Теперь я хочу наслаждаться жизнью, - говорит Мехмет Али, - у меня нет конкретных планов. Я даже не знаю, буду ли я жениться. Я также не думаю заниматься политикой".
Но все же в самые ближайшие планы Агджи, после того как перед ним раскроются тяжелые ворота тюрьмы строгого режима Картал Малтепе, входит посещение военного округа Пендик. Али действительно не отбыл военной повинности, и, согласно турецким законам, ему положено прибыть на военный пункт. Затем, в сопровождении своего верного брата Аднана, он совершит поездку в родной город Малатия. Там его ждет больная престарелая мать Музейет, которая несколько лет назад побывала на аудиенции у Иоанна Павла II в Риме.
Будущее Агджи отягощено многими неизвестными. "Его жизнь в опасности", - с тревогой говорит судья Фердинандо Импозимато. - Агджа знает многое о покушении на жизнь Папы Римского и о похищении Эмануэлы Орланди, ставшем продолжением заговора против Папы". Агджа очень скоро будет на свободе, но тайна, которая ему известна, еще далека от разгадки.