Британские и российские следователи, ведущие дела об отравлении бывшего офицера российских спецслужб Александра Литвиненко, движутся в конфликтующих направлениях, и это грозит спровоцировать дипломатическую ссору между Лондоном и Москвой.
Признаком растущей дипломатической напряженности в связи с этим делом стала задержка британского правительства с согласием на просьбу российских следователей приехать в Лондон и расследовать деятельность живущих в Британии российских эмигрантов, причастных, как утверждает следствие, к этому делу.
Российская прокуратура подала официальный запрос о "юридической взаимопомощи", заявив, что она хочет допросить ряд эмигрантов, включая бизнесмена Бориса Березовского и члена теневого мятежного "правительства" Чечни Ахмеда Закаева.
Британское правительство и суды отвергли предыдущие попытки России добиться экстрадиции Березовского и Закаева по обвинениям в мошенничестве и терроризме соответственно.
Оба они получили политическое убежище, и юридическое мнение британского правительства сводится к тому, что дело Литвиненко не изменило их статус.
Британская полиция не верит, что есть какие-то улики, указывающие на причастность Березовского и Закаева, и считает требование допросить их политическим, не имеющим правовых обоснований, которые принял бы британский суд.
Британцы сосредоточили свое расследование на предположении самого Литвиненко и его друзей, что он стал жертвой международного заговора, подготовленного Москвой и осуществленного действующими и бывшими офицерами КГБ.
В ходе расследования, в котором участвует и полиция Германии, британцы восстанавливают картину перемещений двух живущих в Москве бывших офицеров КГБ, которые встречались с Литвиненко 1 ноября, в день, когда он сказал друзьям, что его отравили.
Эти двое, Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун, признали, что встречались с Литвиненко в тот день в гостинице Millennium, но отрицают свою причастность к его смерти.
Британская полиция допросила Лугового и Ковтуна в Москве, когда после смерти Литвиненко от полония-210 было начато международное расследование его убийства.
Британская полиция полагает, что оба они в какой-то момент 1 ноября были также в итальянском ресторане недалеко от гостиницы Millennium в Мэйфейр. В обоих местах обнаружены следы полония-210.
В декабре власти Германии заявили, что выявлены следы полония-210 в автомобиле, которым, как полагают, пользовался Ковтун, а также у его бывшей жены, ее партнера и детей. Ковтун останавливался в квартире бывшей супруги в Гамбурге, прежде чем улететь в Лондон.
Следственная бригада британской полиции, расследовавшая дело Литвиненко в Москве, вернулась в Лондон незадолго до Рождества, когда визы у полицейских кончились и не были продлены.