Если есть время и место, где можно еще увидеть Советский Союз здоровым и бодрым, более того - сияющим, так это на российском телевидении: все российские каналы работали в унисон в эти дни празднования Рождества и Нового года по западному и по восточному календарю. Мы отмечаем эти праздники каждый по одному разу, а русские всё отмечают дважды, и все дела до 14 января останавливаются. Все дни заполнены, как пельмени (равиоли), русскими песнями в исполнении артистов из 15 республик, которые уже не будут советскими, но которые всегда остаются "сестрами", даже 16 лет спустя после самого странного развода. И они сестры в большей степени, чем когда были ими по необходимости. Все это похоже на Сан-Ремо СССР: на смену молдаванке Софии Ротару приходит Алла Пугачева, и пополневшим, но бодрым исполнительницам аплодируют довольные господа среднего возраста из всех девяти часовых поясов. А за ними выходят десятки певцов, мужчин и женщин, из всех республик: несколько скованные рок-исполнители из Киргизии и сладкоголосые певцы из Узбекистана, приветствуемые громкими возгласами грузины и грузинки, а также звезды казахских степей и армянских гор.
Разница в том, что в свое время советское телевидение часто пускало в эфир песни на национальных языках республик. Теперь такого нет - теперь поет Россия, и все перед ней склоняют голову. Для сотен артистов, музыкантов, режиссеров, писателей, художников, стилистов столицей стала Москва, а языком общения - русский язык. По сути, все очевидно: в России они работают, продают свои произведения, в этой стране живут или в нее возвращаются. Это Россия их принимает и их почитает. И через российские радио и телевидение они предстают перед зрителями в родных странах. Эти народы, как кажется, старательно поддерживают вкусы тех лет, отдают предпочтение тогдашним мелодиям и воспитывают те же чувства, несмотря на бомбардировку западными стилями и темами, которой они подвергались на протяжении прошедших 16 лет. Безусловно, Запад продолжает оставаться на заднем плане, как цель или как мечта, но многие иллюзии уже развеяны, и, в конце концов, ни на одном европейском или американском канале места для них не найдется.
В эфир, один за другим, выходят старые советские фильмы, почти неореалистическая комедия эпохи развитого социализма. Повсюду юбки до колена или чуть ниже, скромные вырезы. Только четвертый канал, НТВ, выпускает в эфир программы полу-порно, с изобилием обнаженных грудей и сильным акцентом на "гомо": продукция, созданная для публики городской элиты и хранителей капиталов бывших "сестер". Но в семейном кругу не смотрят сиськи по НТВ, значит, скандал под контролем. А что касается музыки, то общая мелодическая схема не терпит отступлений. От запретов не осталось и следа в этом единообразии сверкающих красот и всеобщей вульгарности, и все это чуть менее непристойно, чем зрелище на наших телеканалах.
Россия, таким образом, возрождается, опираясь на баррели нефти и мощные потоки газа, но она как будто бы прикована к своему поражению. Согласно статистике, умирает больше людей, чем рождается; растет число тех, кто не знает, кем был Александр Пушкин, пишет возмущенный Проханов в газете "Завтра", коммунист и националист, они не знают даже, кем был маршал Жуков. Деревни в провинции умирают вместе с сельским хозяйством, убитым шоковой терапией Ельцина-Гайдара. Школа и университет - в застое, и с трудом находишь что-то сделанное в России даже в скобяном магазине. Разрыв между 10% самых богатых и 10% самых бедных - самый большой в мире, намного больше, чем в Китае, и маленькая группа олигархов, которая владеет всем этим огромным богатством, уже давно позабыла о родине, несмотря на то, что Владимир Путин и его назначенный преемник повторяют, что они в первую очередь пекутся о России.