"Историческим" назвал официальный представитель Белого дома, не обладая достаточной фантазией, начинающийся сегодня визит президента Буша на Ближний Восток. Это первый визит президента Соединенных Штатов в регион, и программа его поездки, взвешенная на аптекарских весах, заставляет вспомнить о днях поистине "исторических", которые предшествовали войне против Саддама Хусейна, виновного в осквернении Кувейта, мирового хранилища желтого и черного золота, самого богатого делового центра западного мира. Безусловно, "багдадский вор" (определение газеты Le Monde), виновник такого крупного публичного грабежа, был наказан, "ну а если бы Кувейт производил брокколи?" - задалась вопросом газета New York Times. В то время Соединенные Штаты возглавлял седой отец нынешнего президента, Джордж Буш, вдохновляемый госсекретарем, отличавшийся уравновешенностью и харизмой, Джеймс Бейкер III, создатель антисаддамовской коалиции, который понимал даже "дамасского льва" - того энигматичного Асада, который предоставил в распоряжение советских подводных лодок сирийский порт Латтакия. И тогда антисаддамовский фронт назывался "историческим", так же как и правда то, что за первой войной в Персидском заливе последовала Мадридская мирная конференция, действительно историческое событие. И благодаря разумной дипломатическо-протокольной ловкости главой палестинской делегации был не Арафат, а доктор-педиатр аль-Шаафи, авторитетный представитель "Фатха".
Благодаря Соединенным Штатам, многочисленному американскому контингенту в Саудовской Аравии, "Ватикане ислама", Мадридская конференция стала (эпохальной) предпосылкой к оплакиваемым соглашениям, достигнутым в Осло. Сейчас мы уже можем согласиться с теми, кто называл их "халтурными", хотя правда и то, что, если бы не убили Рабина, сегодня на Святой земле - пусть и не без трудностей - царил бы мир между двумя богоизбранными народами. И все это благодаря именно договоренностям, достигнутым в Осло. Сегодня совсем другая история, и Буш приезжает, чтобы собирать осколки Аннаполиса: такая эйфория из-за пустяка. Но разве эта конференция не провозгласила в очередной раз действенность плана мирного урегулирования "Дорожная карта"? Период после конференции в Аннаполисе вызывает уныние: "Хамас" превратил сектор Газа в провокаторский аванпост, своего рода ближневосточный форт Аламо, где самоубийственный фанатизм и политическая безграмотность составляют не поддающуюся контролю смесь даже для самих учеников чародеев в "арафатках". А на Западном берегу реки Иордан день ото дня чахнет "президент" так называемой палестинской администрации, добрый "строитель-спекулянт" Абу Мазен, смирившийся со всем, кроме роли Квислинга (организатор и лидер фашистской партии Норвегии, сотрудничал с нацистами, казнен в 1945 году. - Прим. ред.).
На этом фоне визит Буша обретает пафосный характер. Он обязался предложить "достойные компромиссы" по палестинскому Восточному Иерусалиму, по беженцам и, наконец, по признанию (палестинцами) еврейского государства Израиль. Как отмечает профессор Тель-Авивского университета Р.А. Сегре, "максимум уступок, на которые готов пойти Израиль, очень далек от минимума, на который палестинцы могут согласиться, не рискуя жизнью".
Хотелось бы, чтобы сегодня Бушу было намного легче вырвать уступки у премьер-министра Ольмерта. Но израильский пермьер, оказавшийся в сложной ситуации по причине доклада комиссии Винограда, в котором он подвергся резкой критике за свою войну в Ливане, на деле, кажется, преодолел все кризисы, как свои личные, так и правительственные.
Поэтому "компромиссы" Буша окажутся в ящике снов. Произошла парадоксальная смена ролей: у хромой утки Буша нет за пределами Израиля друзей-союзников. Более того: Израиль крепко держит в своих руках ключи от иранского ядерного кризиса и международной энергетической стабильности. Следовательно, Ближний Восток больше нуждается в Ольмерте, а израильский премьер не нуждается в Буше. При Ольмерте самоубийственный терроризм практически прекратился, состоятельные палестинцы, как кажется, смирились с крайним скептицизмом доброго Абу Мазена, ливанский кризис благодаря ООН стал более-менее контролируемым, и это открывает перспективы появления вовсе не кровавых сценариев с участием Сирии.
Палестина может подождать. Но чего? Возможно, просто немыслимого на сегодняшний день события. Мы имеем в виду освобождение Баргути, палестинского лидера с четырьмя пожизненными сроками заключения на сильных плечах несломленного патриота. Ключ к миру в Палестине - палестинский Мандела. Баргути? Не исключено.